Иногда и молитвы, и уроки изобилуют такими перлами, что даже сказать "аминь" в заключении язык не поворачивается.
Во-первых, таких людей немного. Сегодня у нас после Причастия молилась сестра и нарушениями ментального аппарата. Любое ее выступление или свидетельство превращается в поучительный монолог, часто с утратой темы высказываемого и логики речи. Но ведь и прихожане, и - главное - руководители знают эту сестру не первый год. Мы ее любим и знаем об этих ее недостатках. Чтобы не возникали подобные неприятные моменты, надо было просто уделить ей внимание. Личное. Она обучаема, понимает, что от нее требуется. Чаще всего предпочитает послушание. Но, видимо, в этот раз с нею забыли поговорить, отнеслись формально к этому поручению (к его передаче), понадеялись на то, что "авось пронесет"... Не-а, обычно не проносит.
Во-вторых, надо чаще говорить, что роль учителя - вести дискуссию, обсуждение на тему проводимого урока. Ни в коем случае учитель не становится непререкаемым авторитетом или гуру, чье мнение окончательно и обжалованию не подлежит. В Церкви Господа все являются учениками. Все дожны учиться друг у друга, поскольку целью уроков является поиск истин, касающихся тех или иных моментов жизни святых. Если учитель обучен этому, то такие нехристианские чувства, как обида и заносчивость, не будут появляться. Учитель должен любить истину (и даже Истину - с большой буквы), и если этого не происходит, вряд ли он сможет быть учителем Евангелия. Ученики тоже должны любить истину и искать ее. Уроки - это замечательное время для этого. Поскольку учитель правильно обучен и понимает, что может самостоятельно почерпнуть знания о позиции Церкви по теме урока, его задачей становится не просто передать эту истину, а помочь ученикам, делясь собственными результатами поиска истины, прийти к единству в понимании рассматриваемого вопроса. Как видите, от привычного нам школьного учителя советской школы ничего не остается. Это действительно должно быть евангельское обучение. Иные задачи, средства и цели; иные взаимоотношения и мотивы.
В-третьих, надо обучать всех прихожан тому, как поиск истины приносит в жизнь радость и настоящее счастье, как следование истине благословляет не только ее обладателя, но и многих окружающих его людей. Тогда никто не будет стесняться сказать об истине, если про нее забыли. Я спрашивал у миссионеров из стран, где Церковь существует уже много десятков лет. Никто не заикнется о разрешении врача пить кофе, потому что к такому человеку из самых лучших побуждений подойдет чуть ли не каждый прихожанин и мягко поправит заблуждение любимого брата или сестры. "Устами двух или трех", - как говорится в Писаниях. - А тут "устами нескольких сотен" будет верно всякое слово... Человек, которому осторожно укажет на его заблуждение десяток-другой человек, не только не станет говорить более подобные глупости про кофе, но и не станет его пить, поскольку услышит такое количество добрых свидетельств от своих братьев и сестер...
Случаи, когда человек больше любит себя в Евангелии, чем само Евангелие, - это особые случаи, тяжелые случаи. Я сейчас говорю о нормальных людях, которые пришли ко Христу, любят Его и ценят подаренную Им истину.