Церковь Иисуса Христа святых последних дней

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Православие

Сообщений 91 страница 116 из 116

91

Эмма написал(а):

Спасибо!!!!! Честно, иногда хочется под наивную покосить, мужчинам нравится

Коварная!!! :love:

92

Письмо Патриарха Тихона 1918 года об анафеме большевикам.

ПОСЛАНИЕ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА ТИХОНА

ОБ АНАФЕМАТСТВОВАНИИ БОЛЬШЕВИКОВ

Смиренный Тихон, Божиею милостию Патриарх Московский и Всея России,
возлюбленным о Господе архипастырям, пастырям и всем верным чадам Православной Церкви Российской.

„Да избавить нас Господь от настоящего века лукавого" (Гал. 1. 4).

Тяжкое время переживает ныне святая Православная Церковь Христова в русской земле: гонение воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины и стремятся к тому, чтобы погубить дело Христово и вместо любви христианской всюду сеять семена злобы, ненависти и братоубийственной брани.

Забыты и попраны заповеди Христовы о любви к ближним: ежедневно доходят до нас известия об ужасных и зверских избиениях ни в чем неповинных и даже на одре болезни лежащих людей, виновных только разве в том, что честно исполнили свой долг перед родиной, что все силы свои полагали на служение благу народному.

И все это совершается не только под покровом ночной темноты, но и въявь, при дневном свете с неслыханной доселе дерзостью и беспощадной жестокостью, без всякого суда и с попранием всякого права и законности, совершается в наши дни во всех почти городах и весях нашей отчизны: и в столицах и на отдаленных окраинах (в Петрограде, Москве, Иркутске, Севастополе и др.).

Все сие исполняет сердце наше глубоко болезненною скорбию и вынуждает нас обратиться к таковым извергам рода человеческого с грозным словом обличения по завету св. Апостола: „согрешающих пред всеми обличай, да и прочии страх имут" (И Тим. 5, 20)

Опомнитесь безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело: это - поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей - загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей - земной.

Властию данной нам от Бога запрещаем вам приступать к тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите еще имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви Православной.

Заклинаем и всех вас, верных чад Православной Церкви Христовой, не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какое-либо общение: „измите злаго от вас самех" (1 Кор. 5, 13).

Гонение жесточайшее воздвигнуто и на святую Церковь Христову: благодатныt таинства, освящающие рождение на свет человека или благословляющие супружеский союз семьи христианской, объявляются ненужными, излишними; святые храмы подвергаются или разрушению через расстрел из орудий смертоносных (святые соборы Кремля Московского) или ограблению и кощунственному оскорблению (часовня Спасителя в Петрограде); чтимые верующим народом обители святые (как Александро-Невская и Почаевская Лавра) захватываются безбожными властелинами тьмы века сего и объявляются каким-то якобы народным достоянием; школы, содержавшиеся на средства Церкви Православной и подготовляющая пастырей Церкви и учителей веры признаются излишними и обращаются или в училища безверия, или даже прямо в рассадники безнравственности.

Имущества монастырей и церквей православных отбираются под предлогом, что это народное достояние, но без всякого права и даже без желания считаться с законною волею самого народа... И, наконец, власть, обещавшая водворить на Руси право и правду, обеспечить свободу и порядок, проявляет всюду только самое разнузданное своеволие и сплошное насилие над всеми и в частности над Святою Церковью Православной.

Где же пределы этим издевательствам над Церковью Христовой? Как и чем можно остановить это наступление на нее врагов неистовых? Зовем всех вас верующих и верных чад Церкви: станьте на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне святой матери нашей.

Враги Церкви захватывают власть над нею и ее достоянием силою смертоносного оружия, а вы противостаньте им силою вашей, вашего властного всенародного вопля, который остановить безумцев и покажет им, что не имеют они права называть себя поборниками народного блага, строителями новой жизни по велению народного разума, ибо действуют даже прямо против совести народной. А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою словами святого Апостола: ,,кто нас разлучить от любви Божия. Скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч" (Рим. 8, 35).

А вы братие, архипастыри и пастыри, не медля ни одного часа в вашем духовном делении, с пламенной ревностью зовите чад ваших на защиту попираемых прав Церкви Православной, немедленно устрояйте духовные союзы, зовите не нуждой, а доброю волею становиться в ряды духовных борцов, которые силе внешней противопоставят силу своего святого воодушевления, и мы твердо уповаем, что враги Церкви будут посрамлены и расточатся силою креста Христова, ибо непреложно обетование самого Божественного Крестоносца: „Созижду Церковь Мою и врата адовы не одолеют ей" (Мф. 16, 18).

Тихон, патриарх Московский и всея России.

Января 19 дня. 1918 года.

93

и еще один документ

ДОКУМЕНТ РПЦЗ

НА СМЕРТЬ ПАЛАЧА РУССКОГО НАРОДА СТАЛИНА

«Церковная Жизнь», Издание при Архиерейском Синоде РПЦЗ,
№№ 3-4, март-апрель, 1953 год, сс. 63-65.

Смерть Сталина — это смерть величайшего в истории гонителя веры Христовой. Преступления Нерона, Диоклетиана, Юлиана Отступника и др. нечестивцев бледнеют пред лицом его страшных деяний. Никто не может сравниться с ним ни в количестве жертв, ни в жестокости к ним, ни в лукавстве при достижении своих целей. Вся сатанинская злоба, казалось, воплотилась в этом человеке, который в еще большей степени чем фарисеи заслуживает названия сына диавола.

Православного человека особенно потрясает его подлинно сатанинская, жестокая и лукавая политика в отношении Церкви.

Сначала попытка к уничтожению ее как через убийство выдающихся пастырей и верующих, так и через внутреннее разложение ее с помощью искусственно созданных расколов. Потом вынуждение искусственно подобранных ее возглавителей поклониться ему и всей руководимой им безбожной сиcтеме. И не только поклониться, но и восхвалять гонителя Церкви, как якобы ее благодетеля, пред лицом всего мира называя черное белым и сатанинское Божиим.

Когда этого злейшего гонителя Церкви восхваляли падшие под тяжестью гонений архипастыри и пастыри при его жизни, это было знамением величайшего унижения Церкви. Утешением для нас могло служить то, что ложь эта посрамлялась подвигом безчисленных безстрашных мучеников и тайных христиан, отвергших все соблазны Сатаны.

Древние гонения тоже бывали причиной падения и иерархов и мирян. И в те времена бывали люди, которые, будучи не в силах выдержать мучения за Христа, или явно окрекались от Него, или делали вид, что приносят жертву идолам, окольными путями получая удостоверение в принесении жертвы, которую они на самом деле не приносили (либеллатики). Церковь осудила не только первых, но и вторых за их лукавое малодушие и отречение от Христа если не в сердце, то пред людьми.

Но история Церкви не знает другого примера создания целой церковной организации, во главе с Патриархом и Собором, которая была бы основана на преклонении колен перед явным врагом Божиим и прославлении его как якобы благодетеля. Кровь миллионов верующих взывает к Богу, но этого как бы не слышит иерарх, именующий себя Патриархом всея Руси. Он униженно благодарит их убийцу и осквернителя бесчисленных церквей.

Смерть Сталина привела этот соблазн к своему высшему кощунственному проявлению. Газеты сообщили, не только о поклонении Патриарха Алексея праху безбожного врага Христова, но и о совершении по нем панихид.

Можно ли себе представить что-нибудь более кощунственное, чем панихида по Сталине? Можно ли нелицемерно молиться о том, чтобы величайшего от века гонителя веры и врага Божия Господь учинил "в раи, идеже лицы святых и праведницы сияют яко светила". Воистину, молитва эта в грех и беззаконие не только по существу, но и формально, ибо Сталин, вместе с другими народными Комиссарами, был отлучен от Церкви Святейшим Патриархом Тихоном и сам Патриарх Алексей, как он ни кланялся перед Сталиным, никогда не решился объявить о снятии с него этой анафемы.

Молитва об упокоении со святыми нераскаянного отлученного от Церкви грешника есть кощунственная ересь, ибо является исповеданием того, что якобы можно стяжать на небе Царство Божие, гоня и истребляя сынов его на земле во имя уничтожения самой веры в Бога. Это есть смешение Царства Божия с царством тьмы. Это не меньший грех, чем явное отречение от Христа, вера в Которого т.о. исповедуется как необязательная для приобщения к Его Царству.

В этом акте Московской церковной власти получил самое яркое проявление тот лежащий в основе ее грех, который так убедительно с 1927 года отличали наши исповедники в России и поныне обличает наша Церковь заграницей.

94

священник РПЦ видел Иоанна Предтечу
за это его книгу не будут продавать в церковной книжной сети

РПЦ признала книгу архимандрита Петра (Кучера) противоречащей православному вероучению

Издательский совет Русской православной церкви (РПЦ) включил книгу духовника Свято-Боголюбовского монастыря Владимирской области в список изданий, не рекомендованных к распространению в храмах и монастырях.

В выписке из протокола заседания коллегии по рецензированию и экспертной оценке Издательского совета от 25 февраля 2010 года, опубликованной на официальном сайте Совета сказано: "Постановили: считать невозможным распространение указанной книги через церковную (епархиальную, приходскую, монастырскую) книжную сеть, поскольку в ней содержатся утверждения, противоречащие вероучению Православной церкви".

Как сообщалось, в сборнике своих проповедей под названием "Блюдите убо како опасно ходите", изданном монастырем в 2006 году, архимандрит Петр среди прочего описывает ряд "чудесных явлений", происшедших с ним в разные годы жизни.

К примеру, в 1971 году он в подъезде своего дома будто бы встретил "святого Иоанна Предтечу", одетого в свитку из верблюжьей шерсти с солдатским ремнем, синие брюки и хромовые сапоги. "Предтеча" молча лежал на лестничной клетке, пока будущий отец Петр, в те годы - ветеринар Петр Петрович Кучер, пораженный, "не отрываясь, рассматривал его с головы до ног".

Внимание общественности и СМИ к личности и последней книге духовника обители архимандрита Петра (Кучера) привлек скандал вокруг Боголюбовского женского монастыря под Владимиром, разгоревшийся после побега из монастырского приюта двух воспитанниц и их жалоб на жестокое обращение.

95

Vladimir написал(а):

К примеру, в 1971 году он в подъезде своего дома будто бы встретил "святого Иоанна Предтечу", одетого в свитку из верблюжьей шерсти с солдатским ремнем, синие брюки и хромовые сапоги. "Предтеча" молча лежал на лестничной клетке, пока будущий отец Петр, в те годы - ветеринар Петр Петрович Кучер, пораженный, "не отрываясь, рассматривал его с головы до ног".

по описанию - БОМЖ  :D

96

http://vip.karelia.ru/files/51109_379237.jpg
Инициативная группа студентов и выпускников Московского инженерно-физического института выступила с обращением к ректору вуза. В письме, поступившем в редакцию "Граней", студенты просят демонтировать крест рядом с проходной института, установленный к приезду патриарха Кирилла.

"МИФИ является светским учебным заведением. Согласно п.1.12 Устава МИФИ, "Создание и деятельность в университете организационных структур политических партий, политических и религиозных движений и организаций не допускается", - пишут авторы письма.

"Многим студентам, независимо от их вероисповедания, непонятно, какую смысловую нагрузку несет стоящий отдельно от каких-либо объектов культурного характера крест", - говорится в обращении.

"Установка креста рассматривается многими (в том числе и православными) студентами как обдуманный политический шаг, а не как способ обращение к вере", - подчеркивают авторы послания.

Как сообщалось ранее, инициативная группа студентов подготовила обращение в Генеральную прокуратуру, в котором отмечается, что установка креста также "нарушает Федеральный закон "Об образовании" и целый ряд статей Конституции". Активисты отмечают, что православие не является основной конфессией для верующей части студенчества. "Еще в МИФИ есть мусульмане, а еще иудеи, да и других религий приверженцы, наверное есть. Если они захотят построить свои "религиозные" сооружения… будет не институт - а центр религий", - говорится в сообщении на университетском форуме.

97

Den Bright написал(а):

по описанию - БОМЖ

точно
так он в те времена и выглядел
как бомж
конечно не так , как описал товарищ

а вот описание данное  архимандритом Кучером дает вполне респектабельное описание для 1971 года
хромовые сапоги, модные СИНИЕ брюки
ну вот разве что солдатский ремень выбивается из ряда

98

http://rutube.ru/tracks/1529010.html?v= … bfcdce2fdf

О Христианстве Алексей Ильич Осипов.

99

Геориевский парад православной молодежи пройдет на Поклонной горе

МОСКВА, 4 мая — РИА Новости. «Георгиевский парад — дети победителей», в котором примут участие около тысячи православных молодых людей, впервые пройдет в преддверии Дня Победы на Поклонной горе в Москве, сообщил руководитель информационно-издательского управления Синодального отдела по делам молодежи РПЦ иеромонах Димитрий (Першин).

Парад состоится 6 мая в рамках программы Всероссийской вахты памяти «Никто не забыт, ничто не забыто», которая внесена в перечень основных мероприятий по подготовке и проведению празднования 65-летней годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Парад посвящен Дню Памяти святого великомученика Георгия Победоносца, покровителя российского воинства и скаутов России.

Парад

Как сказал на пресс-конференции в РИА Новости иеромонах Димитрий, необходимо «найти себя в дни Победы», когда «активизировались скинхеды, есть и другие экстремистские явления, есть попытки раскола страны».

По его словам, утром 6 мая парад начнется с божественной литургии, которую проведет патриарх Московский и всея Руси Кирилл. «После литургии начнется крестный ход, а после этого — парад», — сказал иеромонах.

«Сорок капсул со священной землей (городов-героев) будут переданы на хранение в музей Великой Отечественной войны на Поклонной горе», — сообщил на пресс-конференции заместитель председателя Центрального совета ДОСААФ Виктор Чернов.

Парад также пройдет в различных городах России, в том числе в Кемерово  и Новороссийске.

Участники

«На параде ожидается около 500 человек… Мы готовим подарки на тысячу человек», — сказал иеромонах Димитрий.

По его словам, в шествии должны принять участие около 80 организаций. Организаторы сообщают, что в нем будут участвовать скаутские организации Москвы, делегации из регионов России и стран СНГ, молодежь, представляющая детско-юношеские центры и организации духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания, и организации, входящие в Совет православных общественных организаций при Отделе по взаимоотношению церкви и общества.

Как отметил иеромонах Димитрий, парад будет генеральной репетицией шествия, которое пройдет 24 мая. «Около 40 тысяч человек придет», — добавил он.

Сбор участников Георгиевского парада начнется в 9.00 утра у храма Георгия Победоносца. Организаторы приглашают поучаствовать в нем делегации в форме и со знаменами своих организаций.

Парад проводит Братство православных следопытов, детско-юношеская организация РПЦ, созданная по благословению патриарха Алексия Второго. В рамках программы запланированы также торжественное построение и посвящение в следопыты молодых людей перед иконой Георгия Победоносца, привезенной из храма Георгия Победоносца города Харькова ветеранами войны в Афганистане.

Организаторами парада выступили Синодальный отдел по делам молодежи, Синодальный отдел по взаимоотношениям церкви и общества при поддержке Российского оргкомитета «Победа», аппарата полномочного представителя президента России в ЦФО и Комитета по связям с религиозными организациями Москвы.

Ожидается, что на мероприятии выступят предстоятель РПЦ, полномочный представитель президента РФ в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко  и заместитель мэра Москвы Владимир Ресин.

Подробнее: http://news.mail.ru/society/3761704/

100

ужас!!!!!!

101

Vladimir написал(а):

ужас!!!!!!

А конкретнее, в чем ты находишь - ужас? :question:

102

Разделение народа одной страны по религиозному признаку чревато последствиями.
Вдвойне это неприятно , когда спекулируется тема Великой Отечественной войны, в которой принимали участие граждане страны, в первую очередь, а не конфессионально выраженные солдаты и ополченцы.
Совершенно дико будет смотреться возможные шествия представителей других вероисповеданий, если это принцип шествования по конфесиональному признаку брать за основу.

Скажем, на следующий день идут иудеи, далее буддисты, а пятницу баптисты, в субботу староверы.
Дикость это!!!!

Народ Родину защищал, а не религию.

Сейчас очень не простое время.
Страна ищет свою самоидентификацию, свою национальную идею, что может сблизить и укрепить людей, государство.
Вполне понятно, что после крушения коммунистических идей, как не воплощенных в реальную жизнь, есть потребность в идеях иных, что можно воплотить.
Также вполне понятно, что смотреть надо или  в будущее или в прошлое.
С будущим пока неясность, а вот переосмыслить прошлое, дореволюционное, поискать там, вот это вполне возможно.
Тем более что прошлое всегда мифологизировано.
Вот там то и была та самая Святая Русь, где всем жилось хорошо, кисельные реки да пряничные берега.

Трагизм ситуации в том, что и тогда то все было не так просто, да и мы сейчас иные. И это на сегодняшний момент является самым главным.
Выросло несколько поколений совершенно оторванных от той среды и ментальности, что была во времена батюшки царя.
Лозунг "За веру, царя и отечество" уже не работает по простой причине, что нет в сознании людей двух первых  составляющих.
Бог был вырван из реальности бытия, а на его место поставлено то бытие, что как говорили и определяет сознание.
Безбожное бытие определило безбожное сознание.
Вместо Бога пришла партия, что взяла на себя функции решать, что есть хорошо и как следует жить.
А самое страшное  то, что она взяла в свои руки карающие функции.
Если несогласных с Божьими истинами ждало ПОСЛЕсмертное воздаяние, то в коммунистические времена это воздаяние было "здесь и сейчас".

Вторая составляющая лозунга также потеряла свой смысл.
Царь, как помазанник, как персона облеченная СВЫШЕ полномочиями править, просто физически исчезла из сознания и из жизни.
Царь и его семья пролитой кровью остановили   преемственность на трон и власть данную им свыше.

А вот сама идея о добреньком царе, что поможет решить свои проблемы, как жила , так и живет.
Бог Он далеко и высоко, а здесь есть его наместник, с более или менее легитимными полномочиями.

Вот так и живет страна с расщепленным сознанием, в котором есть место и для Бога и для царя, для коммунистических и иных утопических идей, с надеждой на лучшее будущее, уж если не для себя. то для своих детей.

103

Vladimir написал(а):

ужас!!!!!!

Так и слышится голосом Левитана:" ...стройными рядами проходят перед трибунами ряды православной молодежи! Ура, православные!" 
Бррр... Каких только искажений не было в истории России и не только России.

104

Vladimir написал(а):

Разделение народа одной страны по религиозному признаку

Конечно это плохо.
Но где ты углядел разделение?
Ты как-будто не заметил, что это просто заявка на презентацию молодежных организаций РПЦ.

Vladimir написал(а):

в шествии должны принять участие около 80 организаций. Организаторы сообщают, что в нем будут участвовать скаутские организации Москвы, делегации из регионов России и стран СНГ, молодежь, представляющая детско-юношеские центры и организации духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания, и организации, входящие в Совет православных общественных организаций при Отделе по взаимоотношению церкви и общества.

Melodia написал(а):

Парад посвящен Дню Памяти святого великомученика Георгия Победоносца, покровителя российского воинства и скаутов России.

Конкретный праздник в Православии, мне трудно представить, что в этом мероприятии могли принять участие другие конфессии. :dontknow:

Я работаю с одной замечательной православной сестрой ( очень часто она для меня служит примером бескорыстного служения  :yep: ), так вот у нее сын участвовал в скаутском движении "Витязи", это отличная школа для подростков, замечательный у нее сын, Ванечка!(Дай им Бог здоровья!)

olga38 написал(а):

Так и слышится голосом Левитана:" ...стройными рядами проходят перед трибунами ряды православной молодежи! Ура, православные!"

:crazyfun:

105

Обращение миссионерского отдела Челябинской епархии Русской Православной Церкви

В связи с приближающимся летним сезоном миссионерский отдел Челябинской епархии Русской Православной Церкви прогнозирует резкую активизацию деструктивных культов в сфере организации детского отдыха и досуга в летний период. Миссионерский отдел не исключает, что помимо организации детских загородных лагерей деструктивными культами будут предприняты попытки под видом различных благотворительных программ проникнуть в детские образовательные учреждения (школы, лицеи, гимназии и др.), в которых в период каникул начнут действовать детские досуговые центры.

Миссионерский отдел призывает сотрудников городских и районных отделов образования, школ и детских дошкольных учреждений ответственно и с максимальной бдительностью относиться к структурам, предлагающим услуги по организации детского отдыха. С предупреждением о высокой опасности подвергнуть формирующеюся психику ребенка воздействию высокоэффективных манипулятивных техник миссионерский отдел особо обращается к родителям, которым деструктивными культами нередко предлагаются бесплатные или недорогие путевки в детские лагеря: при этом очень часто обещается, что в качестве дополнительного бонуса детям помогут овладеть иностранным языком или иными знаниями, открыть и развить какие-то особые способности и т. п.

Миссионерский отдел Челябинской епархии готов оказать информационно-консультативную помощь всем заинтересованным учреждениям, организациям и частным лицам.

Как в песне.

кто-то где-то подчас порой

имена не названы,
а активность проявлена.

Вроде делом заняты. :glasses:

106

Чудо Благодатного Огня

http://rutube.ru/tracks/478831.html?v=8 … 252df7614c

107

63. Если кто епископ, пресвитер, диакон, или вообще из священного чина, будет есть мясо в крови души его, или звероядину, или мертвячину: да будет извержен. Если же сие соделает мирянин: да будет отлучен.

ПРАВИЛА СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ

такие правила имела раннехристианская церковь

На эти положения на I Вселенском Соборе ссылались, как на общеизвестные.

Многие нынешние христиане оказались бы отлученными от церкви.

108

Vladimir написал(а):

такие правила имела раннехристианская церковь

одно время несколько лет назад я довольно тесно общался со свидетелями еговы. у них тоже похожие ограничения в пище: с кровью ничего не есть, так же как и падаль всякую

109

CB более последовательны в правилах, чем многие другие христиане.

110

познакомьтесь
кратко об истории и противоречиях начала христианства на Руси

Священник Константин Костромин. Психологический аспект нарастания межконфессиональной напряженности христианской церкви в Древней Руси

Доклад на ХХV Международной научной конференции "Народы России: историко-психологические аспекты межэтнических и межконфессиональных отношений", г.Санкт-Петербург, 12-13 мая 2009 г.

Проблема противостояния Православия и Католицизма на территории России является до сих пор очень болезненной и наиболее ярко проявляется как в событиях на Украине, так и в постоянных обвинениях Русской Православной Церковью католической стороны в прозелитизме. Поэтому главным аргументом обеих сторон в пользу адекватности своей позиции служит правда исторической древности.

Существует два противоположных тезиса, к которым сводится суть спора. Традиционно православная точка зрения предельно четко была высказана дореволюционным церковным историком А. Синайским: «будучи под влиянием греческой церкви, русская церковь уже a priori составляла себе представление о латинстве. По рассказам и источникам греческим она знала, что учение латинян развращено, и что сами латиняне народ негодный. …Русская церковь не только приняла это представление о латинстве в первое время, но и удержала такой взгляд надолго».[1] Дореволюционным историкам было свойственно теоретизирование на заданную тему, порой при полном отсутствии подтверждающих исторических фактов. Считалось, что христианство пришло на Русь напрямую из Византии, и что Запад изначально пытается обратить русских в свою веру (обязательно с отрицательной оценкой этой веры еще со времен Кирилла и Мефодия), причем обязательно насильственным способом.[2]

Вторая точка зрения сводится к тому, что на Руси киевского периода имела место конфессиональная толерантность, дававшая равные возможности для Восточной и Западной Церквей.[3] Эта точка зрения предполагает, что процесс разделения церквей есть процесс долгий и сложный, не совершающийся внезапно, но требующий подготовки и происходящий постепенно.

Немалую роль в возникновении и углублении конфликта играет роль психологический фактор. Вхождение христианства в жизнь Киевской Руси также было постепенным. И если обычно историки фиксируют события, роднящие русскую церковь с Византийской империей на самом раннем этапе (предполагаемое крещение Аскольда в Константинополе, крещение там же княгини Ольги, упоминание христианской церкви в договорах князя Игоря с греками, помещенных в Повести временных лет, наемная служба варягов из Руси в Византии и др.), то аналогично можно указать на ряд фактов, гипотетически связывающих древнюю русскую церковь с Западом (крещение Рюрика в Европе, миссия Адальберта при княгине Ольге, возможные переговоры Ярополка Святославича о принятии христианства с Запада).[4] Такие аргументы, как посещение территории будущей Руси апостолом Андреем Первозванным, просвещение славян равноапостольными Кириллом и Мефодием, привоз из Херсонеса князем Владимиром мощей святителя Климента Римского, имеющие исключительно психологическое значение, могут быть истолкованы как в пользу Запада, так и в пользу Востока: апостол Андрей по версии Повести временных лет шел в Рим, братья Кирилл и Мефодий также шли в Рим, где последний, согласно распространенному в Киевской Руси житию, был рукоположен в епископы для Моравии, мощи Климента были также получены из Рима по крещении князя Владимира.[5]

Более того, Русь не знала конкретной даты, символизирующей раскол. Не удивительно, что сам факт разделения в 1054 году не был как-то особенно замечен на Руси. После 1054 года, конечно, на Руси стали появляться полемические произведения, однако принадлежат они перу греков, настроенных против католиков еще на родине. Но главное, в сознании русских людей не зафиксировалась какая-либо дата разделения церквей. В Повести Временных Лет константинопольский конфликт не отмечен, несмотря на кажущуюся важность события. Примером того, насколько в отечественном сознании дата разделения церквей была расплывчата, может служить краткое полемическое произведение, начинающееся словами: «И се подобает ведати, от нележе отложися Рим от цари градския власти». Там есть такая характерная фраза: «При сем Христофоре папе (имеется ввиду папа Христофор (903-904 гг.)) Сергие патриярхе Цариграда (имеется ввиду патриарх Константинопольский Сергий II (999-1019), вычеркнувший папу из диптихов своей церкви) с прочими патриярхи, проклятию предаша римских пап, в лето 6552 (1044 г.)».[6] Здесь мы видим три совершенно разные даты, крайние отстоят друг от друга на 140 лет. Так противоречиво и неконкретно представлялось русским людям разделение церквей. «…Влияние византийских полемических сочинений против латинян заметным и решительным образом стало обнаруживаться у нас, в народных массах [курсив мой – К. К.], только уже… после Флорентийской унии и падения Константинополя…».[7]

Вскоре после своего крещения князь Владимир развернул свою политику в сторону сотрудничества с Западной Европой. Если верить сообщениям Никоновской летописи, происходит учащение русско-римских контактов, результатом которых была миссия Бруно Квертфуртского.[8] Тесные связи со странами Западной Европы продемонстрировал конфликт Святополка и страстотерпцев Бориса и Глеба.[9] Последним ярким прозападником с позиции церковной ориентации на княжеском киевском столе был Изяслав Ярославич.[10]

Важнейшим психологическим феноменом было отмеченное уже в середине ХIХ века несоответствие между количеством известных полемических произведений против латинян, имевших хождение в Древней Руси, и отношением к Западной Церкви княжеской и церковной власти. Ко времени правления Владимира Всеволодович Мономаха на Руси было написано как минимум четыре таких произведения: послания митрополитов Леонтия, Иоанна, Никифора, а также Стязание с латиною митрополита Георгия. К ним обыкновенно причисляли и послание к князю Изяславу преподобного Феодосия Печерского. И, несмотря на такое мощное идеологическое воздействие русская церковь в лице, например, митрополита Ефрема или игумена Даниила продолжала сохранять добрые отношения с Западом.[11] Только послание митрополита Никифора князю Владимиру Мономаху оказало сильное антизападное воздействие на князя и его политику.

Думается, что разгадку этого нужно искать, во-первых, в политических выгодах русских князей, а во-вторых, в психологическом настрое. Русским не было повода относиться плохо к западным соседям, когда Польша часто приходит на помощь русским князьям, крестоносцы в Палестине предоставляют русским паломникам различные льготы, а в Риме хорошо принимают посланника русского митрополита Ефрема, а может быть и его самого. Однако поворот был неизбежен. Необходимы были только два способа воздействия на общественное сознание, чтобы воспитать в нем чувство недоверия к Западу. С одной стороны, это авторитетный голос, который призвал бы русских людей к отрицательному отношению к Западной Церкви. Уже после смерти митрополита Никифора такой авторитет «нашелся»: авторитет преподобного Феодосия Печерского. Полемическое произведение было приписано ему после смерти его тезки – Киево-Печерского игумена Феодосия Грека (+1156).[12] Непосредственно вслед за появлением этого произведения и приписания его авторства преподобному фиксируются первые примеры негативного отношения русских к западной церкви.

Вторым необходимым фактором растущего противостояния было чувство внешней опасности, агрессии по отношению к Православной Руси. Таковая появляется почти одновременно с посланием Феодосия. Германские феодалы и купцы после 1158 года начали продвижение через земли полабских славян к устью Двины на земли пруссов, а далее в Прибалтику. Буллой папы Александра III официально была провозглашена христианизация язычников, что и объясняет наименование «Drang nach Osten» «крестовым походом». Хотя настоящие планы были намного прозаичнее.[13] Почти одновременно, с конца 40-х годов ХII века, в Польше начали работу французские августинцы-каноники, действовавшие обособленно от немцев.[14] Разумеется, это продвижение на восток не могло быть остановлено границами русских раздробленных княжеств, и во второй четверти ХIII века мы уже имеем твердые сведения о деятельности в Киеве доминиканской миссии.[15] Немного ранее – в третьей четверти ХII века в Киеве появилась ротонда, впоследствии или еще при постройке ставшая католическим храмом. Ее постройка историками увязывается с упомянутой доминиканской миссией. В Галицкой земле в этот же период храмы западной архитектуры не были редкостью.[16] Не только папа Александр III благословил от имени Западной церкви поход на восток. Между 1143 и 1153 годами состоялась переписка между Бернардом, аббатом из Клерво, и краковским епископом Матвеем. В сохранившемся до наших дней ответе Матвея говорится о его намерении «искоренить нечестивые обычаи и обряды русских».[17]

Подводя итоги, можно сжато охарактеризовать этапы этих взаимоотношений. До начала ХII века церковные отношения на Руси не были отягчены межконфессиональной розней. Это замечательно охарактеризовал академик А. М. Панченко: «Это и есть “двоеверие”. В современной историко-филологической терминологии оно означает синтез язычества и христианства. Между тем Феодосий Печерский (а значит, и вообще интеллигенция Киевской Руси) понимал под “двоеверием” нечто совсем иное, а именно конфессиональную терпимость… Терпимость способствовала “усложнению структуры древнеславянской духовной культуры”, позволяла синтезировать элементы ахристианские и христианские, восточные и западные, греческие, славянские и латинские».[18]

Конец дружбы с Западом и начало церковного размежевания для Руси начался во второй четверти ХII века. Это время разгара крестоносного движения в Европе, выплеснувшего в мир непомерно растущие волны агрессии и завистливой жадности. Это время, когда холодные расчеты политиков (как церковных, так и светских) направили вооруженных бездельников во все направления, где располагались не подчинившиеся папству и империи страны. Папы начали писать послания и о благословении «Движения на Восток», обвиняя Восточную церковь в схизме и разрешая западным людям убивать бывших братьев по вере. Одновременно на Руси князь Владимир Мономах, как будто почувствовавший ветер перемен во внутреннем климате Европы, порвал большинство связей, притягивавших Русь и Запад, обрекая Русь на вечный конфликт со своими соседями по ту сторону Нарвы, Западной Двины и Дуная. Русь, вступившая в полосу феодальной раздробленности, но имевшая уже глубокие основы своей самобытной культуры, не испытывала острой нужды в дружбе с европейскими государствами. Гибель же Византийской империи под ударом крестоносных войск в 1204 году, хорошо известная на Руси, и начавшаяся агрессия немецких крестоносцев в Пруссии и Прибалтике с прицелом на северовосточные русские земли произвели на русских людей в такое сильное впечатление, что речь о восстановлении добрых отношений уже идти не могла.

[1] Синайский А., свящ. Отношения Древне-Русской церкви и общества к латинскому Западу (католичеству) (Х-ХV в.) Церковно-исторический очерк. – СПб., 1899. – С. 11.

[2] Например, Знаменский П. В. История русской церкви. – М.: Крутицкое патриаршее подворье, 1996. – (Серия: Материалы по истории церкви. Кн. 10). – С. 30.

[3] Таубе М. А. Рим и Русь в до-монгольский период // Католический временник. №2. Paris, 1928.

[4] Мусин А. Е. Христианские древности Средневековой Руси IX-XII вв. как исторический источник // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2001. №3. – С. 16. Назаренко А. В. Немецкие латиноязычные источники IХ-ХI веков. – М.: Наука, 1993. – (Серия: Древнейшие источники по истории народов Восточной Европы). – С. 110-120. Пархоменко В. Христианство в Киевской Руси при Ярополке, брате Владимира Святого. – Харьков, 1913. – С. 6-7.

[5] Брюсова В. Г. Русско-Византийские отношения середины XI века // Вопросы истории. 1972. №3. – С. 57.

[6] Рукопись РНБ, Собр. ОЛДП №F.48, Сборник ХVII в. Л. …?

[7] Павлов А. Критические опыты по истории древнейшей греко-русской полемики против латинян. – СПб., 1878. – (Извлечено из ХIХ отчета о присуждении наград графа Уварова). – С. 3.

[8] ПСРЛ. Т. 9. Летописный сборник, именуемый Патриаршей или Никоновской летописью. – С. 64, 65, 68. Attwater D., John C. R. The Penguin Dictionary of Saints. 3d ed. L., 1995. Р. 67-68.

[9] Хорошев А. С. Политическая история русской канонизации (ХI-ХVI в.). – М., 1986. – С. 30. Мурьянов М. Ф. Гимнография Киевской Руси. – М.: Наука, 2004. – (Серия: Памятники религиозно-философской мысли Древней Руси). – С. 53-54.

[10] Латиноязычные источники по истории Древней Руси. Германия, IХ – первая половина ХII вв. / Сост., пер., коммент. М. Б. Свердлова. – М.-Л.: АН СССР, 1989. – С. 164-165. Айналов Д. В. К истории древнерусской литературы. Эпизод из сношений Киева с Западной Европой // Труды отдела древнерусской литературы института литературы. Т. 3. – С. 7-8, 10.

[11] См. Хрусталев Д. Г. Разыскания о Ефреме Переяславском. – СПб.: Евразия, 2002. – (Серия: clio russica). Шляпкин И. Русское поучение ХI века о перенесении мощей Николая Чудотворца и его отношение к западным источникам. – СПб., 1881. – (Памятники древней письменности). Назаренко А. В. Древняя Русь на международных путях. Междисциплинарные очерки культурных, торговых, политических связей IХ-ХII веков. – М.: Языки русской культуры, 2001. – (Серия: Studia historica). – С. 638.

[12] Висковатый К. К вопросу об авторе и времени написания «Слова к Изяславу о латинех» // Slavia. Časopis pro slovanskou filologii. Ročnik 16. Sešit 4. Praga, 1939. C. 535-567. Лященко А. Заметка о сочинениях Феодосия, писателя ХII века // Отчет о состоянии училища при реформатских церквах за 1899-1900. – СПб., 1900. – С. 15-48.

[13] Тихомиров М. Н. Борьба русского народа с немецкими интервентами в XII-XV в. – М.: ОГИЗ, Госполитиздат, 1941.– С. 8-9.

[14] Bosl K. Regularkanoniker (Augustinerchorherren) und Seelsorge in Kirche und Gesellschaft des europaeischen 12. Jahrhunderts. Muenchen, 1979. Bayerische Akademie der Wissenschaften. Philosophisch-historische Klasse. Neue Folge, Heft 86. S. 83.

[15] Малышевский И. И. Доминиканец Яцек (Иакинф, Hyacinthus) Одровонж, мнимый апостол земли русской // Труды Киевской Духовной Академии. 1867. – Т. 2. – С. 421-481, Т. 3. – С. 215-292.

[16] Раппопорт П. А. Зодчество Древней Руси. – Л.: Наука, 1986. – С. 93-94, 119-120.

[17] Щавелева Н. И. Послание епископа краковского Матвея Бернарду Клервоскому об «обращении русских» // Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования. 1975. – М.: Наука, 1976. – С. 113-121.

[18] Панченко А. М. Красота православия и крещение Руси // Панченко А. М. О русской истории и культуре. – СПб.: Азбука, 2000. – С. 333.

http://www.spbda.ru/news/a-673.html

111

В Инете куча сведений о предстоящем Соборе 2-4 февраля.
Любопытно.

вот немного об этом (источник: http://portamur.ru/news/detail/99791//):

Архиерейский собор РПЦ заденет антицерковные СМИ

На днях авиарейсом в Москву отправился управляющий Благовещенской епархией архиепископ Гавриил. Он примет участие в работе Архиерейского собора Русской Православной Церкви, который будет проходить в зале церковных соборов Храма Христа Спасителя со 2 по 4 февраля.

Архиерейский собор — это высший орган управления РПЦ, который созывается не реже одного раза в 4 года. Последний такой собор прошел в 2009 году. В этом году православный епископат, а это около 200 архиереев, должен принять документы, касающиеся актуальных вопросов жизни Церкви.

Иерархи примут решения по ряду проектов, связанных с общественной деятельностью православных христиан, организацией социальной работы РПЦ, заявлениями и действиями духовенства и мирян во время предвыборных кампаний, материальной и социальной поддержкой церковнослужителей и многих других.

Наиболее интересным для нецерковной общественности станет принятие проекта документа «Отношение Русской Православной Церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в адрес Церкви». В частности в этом документе регламентируются действия церковных учреждений в случае, если в средствах массовой информации допущены необоснованные выпады, направленные на оскорбление православных святынь, и клевета в адрес представителей Церкви.

112

Эмма написал(а):

В частности в этом документе регламентируются действия церковных учреждений в случае, если в средствах массовой информации допущены необоснованные выпады, направленные на оскорбление православных святынь, и клевета в адрес представителей Церкви

Так это ж хорошо.
Будет проговорен регламент подобных действий.
Порядок, очередность.

Внутрицерковный механизм нужен.

Правда не  совсем понятно, чем нынешний не подходит.
Так же все идет от младшего к старшему и тот уже принимает решение.

Возможно, что будет запрет на высказывания младших чинов, в которых они подчас берут на себя ответственность говорить за все церковь.

Возможно, что при принятии мер будут использоваться меры общественного порицания и воздействия.
А вот это уже не будет хорошо.

Если РПЦ готова не только декларировать, но и подчиняться законам страны, которая является светским государством, с равноудаоенными религиозными организациями, то  тогда проблем возникнуть не должно.

Но что-то внутри меня говорит, что проблемы будут.

113

Vladimir написал(а):

Возможно, что будет запрет на высказывания младших чинов, в которых они подчас берут на себя ответственность говорить за все церковь.

и не только младших. Например, иногда создается впечатление, будто высказывания В.Чаплина, который представляет связи РПЦ с общественностью, вызывает удивление не только у рядовых прихожан. По крайней мере, некоторые его мнения, ИМХО, не вписываются в общую концепцию РПЦ на сегодня. Слишком уж он радикален.

Что-то мне подсказывает, что такой контроль за "необскорблением" РПЦ выльется в сплошное прославление РПЦ в СМИ, только и всего. А в перспективе - манипулирование СМИ. Свобода слова, однако.
Хотя, я согласна, очень и очень некрасиво в СМИ цинично высказываться об имуществе, нажитом руководителями РПЦ, и вообще критиковать их. Так нельзя. Есть люди, которые идут в монахи, чтобы откосить от армии, а есть ведь и истинные верующие, готовые служить и отдать всё. Я их от всего сердца уважаю.

114

Чаплин опытный функционер.
Чиновник, одна из рук патриарха.

Его высказывания могут носить и , э... несколько провокационный характер.

Но всегда в правильном русле.

Эмма написал(а):

Что-то мне подсказывает, что такой контроль за "необскорблением" РПЦ выльется в сплошное прославление РПЦ в СМИ, только и всего.

Так и сейчас этого хватает.
Как будто других религий нет.

Следует сказать, что потенциал РПЦ гораздо выше, чем мы видим сейчас.
История России показывает восточную модель развития государственно-церковных отношений.
То, что называют цезаро-папизм.

В начале прошлого века об этом писал Адольф Гарнак.

В эпоху Константина эти отношения и начали формироваться.
И цезаро-папизм и папо-цезаризм.

Часть ученых говорят, что нынешная эпоха постмодерна или постхристианства - это не что иное, как конец Константиновской эпохи.

Живем на переломе.

115

http://news.guru.ua/news/127082/UPC_MP_ … mirat.html

Глава непризнанного «киевского патриархата» Михаил «Филарет» Денисенко, заявивший на днях, что чувствует приближение смерти, не должен торопиться отходить в мир иной, чтобы успеть покаяться.

Об этом «Новому Региону» заявил Василий Анисимов, глава пресс-службы Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.

«Филарету торопиться никуда не надо. Ему, конечно же, тяжело по обе стороны могилы: здесь отлучен, там будет в аду. Поэтому ему надо не спешить со скорой смертью, послушать призывы покаяния и, наконец-то, покаяться. Ведь, если он умрет без покаяния, то зачем мы его так долго призывали», – сказал собеседник агентства.

Руководитель пресс-службы УПЦ МП также прокомментировал слова Филарета о том, что УПЦ КП продолжит существование даже после его смерти.

«Все руководители сект так считают. Он думает, что его скорбный труд не пропадет, а из искры будет пламя. Но это не так. В то же время, можно констатировать, что у него много тщеславия и нарциссизма, он еще не готов к покаянию», – резюмировал Анисимов.

116

история появления русского патриарха также простой не назовешь

острое желание иметь русского патрирха, встать в один ряд с патриархами древности, укрепление власти, церкви  и укрепление государства
и здесь в ходу, как и всегда политика, закулисные игры

да и институт патриаршества не был долгим.

появление в 1589
Петр 1 в 1721 упразднил
далее патриарха не было

воспользовавшись революцией был собран собор и вновь учрежден патриарх
до 1925

далее Сталин в 1943 разрешил патриаршество
и сейчас имеем Кирилла