Важная историческая находка, обнаруженная израильскими археологами в районе Града Давида («Ир Давид»), пока хранится в тайне. Но журналистам газеты «Маарив» стало известно, что речь идет о печати, принадлежащей, по-видимому, одному из министров царя Цидкиягу (Седекия в христианской традиции), правившего примерно в 580 году до нашей эры.

На печати указано имя Егохаля сына Шломиягу Бен-Нови, который дважды упоминается в ТАНАХе, в главах, описывающих тревожное время в период правления Цидкиягу — последнего из рода Давида, чье царство пришлось на канун разрушения Первого Храма вавилонским царем Навуходоносором.

Раскопки медленно, без суеты ведутся в верхней части Града Давида — архитектурно-исторического заповедника на территории Старого города Иерусалима, где, по мнению археологов, стоял царский дворец. Место было указано ныне покойным археологом Игалем Шило еще в 1980-м году, но по политическим и бюджетным причинам раскопки не начинались до сих пор. Археологические работы ведутся под руководством д-ра Илат Мерез, внучки известно исследователя Стены плача археолога Биньямина Мезера.

Улица, которая вела к Храму

Несколько лет назад, недалеко от места нынешней находки, была найдена печать Гавриягу Бен-Шафана, упоминающегося в той же книге пророка Йермиягу, который был книжником в годы царя Иегоякима (Иокима), предшественника Цидкиягу. Оба предмета, принадлежавшие видным придворным, подтверждают версию, что раскопки ведутся в правильном месте — там, где стоял дворец. Обнаруженные недалеко друг от друга печати с именами людей, соседствующих на страницах ТАНАХа, укрепляют в мысли об исторической достоверности библейских рассказов (Вторая Книга Царств).

Ранее, в этом же районе была обнаружена плита (ныне она хранится в музее археологии в Стамбуле) с надписью, подтверждающей связь этого места с царем Цидкиягу. Раскопки, ведущиеся совместно Управлением древностей и организацией «Эльад», вселяют радостное ожидание новых открытий в царском дворце и в Мецудат-Цион (Сионская крепость).

Другое открытие может изменить бытовавшие на протяжении полутора тысяч лет представления о том, где находилось бассейн для омовения паломников, направлявшихся в Храм. Так как речь идет о месте, где, согласно евангельским преданиям, Иисус совершал чудеса и излечивал больных, в V веке там была построена византийская церковь. Но недавно неподалеку был обнаружен другой бассейн для омовений, выложенный камнями времен Второго Храма, с широкими ступенями, облегчавшими спуск к воде и колоннами, на одной из которых написано распространенное в то время еврейское имя Хони.

Бассейн граничит с фруктовым садом, растущим, к радости археологов, на глубоком плодородном слое земли, что подтверждает очень большие размеры бассейна. Он был обнаружен во время строительных работ, когда бульдозер наткнулся на один из камней. Тогда решено было прекратить строительство, и вручную провести археологические раскопки.

По мнению археологов, именно большой, недавно обнаруженный бассейн был местом, где обряд омовения могли совершить тысячи паломников. С этой функцией не справился бы бассейн, который с подачи христиан столетиями принимали за описанный в ТАНАХе Брихат-Шилоах. Вдобавок под большим бассейном был обнаружен еще один, более древний, возможно, относящийся в эпохе Первого Храма. Не исключено, что именно по этим ступеням спускался Цидкиягу во время его тайного бегства из осажденного города, после чего был схвачен вавилонянами. Если посмотреть от раскопок бассейна вверх, по склону явно видны остатки древней улицы. Скорее всего, по этой улице паломники шли в Храм, а ее начало — в тоннеле, прорытом рядом со Стеной плача.

На пути к сокровищам Храма

Еще одно будоражащее воображение открытие: перекрытие, ведущее в маленькую комнату для омовений, вход в которую выложен хорошо сохранившимися камнями. На косяке виден след от дверной оси, которая была найдена рядом. Археологи предполагают: так как помещение небольших размеров и предназначено для индивидуального омовения, возможно, им пользовался первосвященник до и после храмовой службы в Йом-Кипур. О том, как это происходило, рассказывается в Мишне в связи с первосвященником Ишмаэлем Бен-Элишей.

Там же был обнаружен узкий проход, описанный археологами Паркером и Весенсом, побывавшими в Брихат-Шилоах в 1909-1911 годах. Решено было поверить составленную ими карту и прорубить каменную стену, хотя не было никаких признаков, указывающих на вход в тоннель. В итоге был обнаружен проход, связанный с многочисленными подземными путями, прорубленными под Храмовой горой.

Особенно волнует участников проекта обнаруженные за скалами пустые пространства. Проводить там раскопки мешают ограничения юридического характера. Но оптическая нить подтверждает существование за стеной комнат, а приборы указывают на наличие металлических предметов. «Рано еще воображать сокровища Иерусалимского Храма, — говорят источники, приближенные к раскопкам. — Но это действительно становится интересно».

Newsru.com
новости.