Как некое продолжение материала о религиоведении в России.
Другая сторона вопрсоа.

КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Воспитание маргиналов. Осуждение Душенова – очередной этап вытеснения радикалов из РПЦ МП ради начала процесса ее модернизации

Дела, которые касаются разжигания межнациональной и межрелигиозной розни в России, являются обычно весьма спорными, субъективными и трудно доказуемыми. Судить и наказывать за идеи всегда тяжело, и даже не всегда необходимо. Однако не обращать внимания на оскорбления тоже нельзя. Особенно важны в связи с темой экстремистской деятельности идеи, которые пропагандируются на религиозной почве и оправдываются верой - в частности, православием. Именно поэтому и представители власти, и сама РПЦ МП стараются освободиться от "экстремистов" в своих рядах.

Если взять Федеральный список экстремистских материалов РФ, то окажется, что основная масса запрещенной литературы имеет мусульманское, православное или неоязыческое происхождение. Соответственно, экстремистские идеи совсем не обязательно отражают религию, которой прикрываются.

Ни Церковь, ни власти никогда специально не боролись с православными черносотенцами в России. Даже наоборот - с ними гласно и негласно сотрудничали многие иерархи и священники РПЦ МП. Антисемитизм и ксенофобия чрезвычайно сильно распространены в церковной среде, причем совсем не среди "дремучего народа", а среди священнослужителей и даже иерархов. Неслучайно знаменем церковного черносотенства многие годы был постоянный член Синода, митрополит Иоанн (Снычев). Начало системной борьбе против неприятия модернизации РПЦ МП было положено еще тогда, когда лишили сана епископа Анадырского и Чукотского Диомида.

Дело Константина Душенова, который солидарен с епископом Диомидом по многим вопросам и называет себя ближайшим сотрудником митрополита Иоанна, стало очередным этапом программы маргинализации "ревнителей" и противников модернизации в РПЦ МП. Душенов вполне сознательно стал ярким и колоритным (даже по внешности) выразителем антисемитских стереотипов, фобий и представлений о заговорах "мировой закулисы", которая губит Россию, на деле погрязшую в собственных пороках.

Не стало неожиданностью, что Душенова признали виновным в распространении оскорбительных материалов (другой вопрос, что наказание в три года колонии-поселения – это весьма сурово). Газета и сайт "Русь православная" были давно известны своей одиозностью, особенно агрессивным антисемитизмом, который не брезговал даже "документалистикой", созданной в Третьем рейхе. Кроме того, душеновский фильм "Россия с ножом в спине. Еврейский фашизм и геноцид русского народа" стал очень популярным в православной среде, но был включен в список экстремистских материалов. По российским регионам прокатилась целая череда дел, связанных с распространением этого фильма активистами православных приходов, среди которых были учителя, библиотекари и казаки. Да и в защиту самого Душенова в ходе судебного процесса выступили депутаты Госдумы РФ, писатели, православные патриоты, представители Союза русского народа и многие другие - от Геннадия Зюганова до скандально известного народного мстителя Чубайсу полковника Квачкова. Душенова поддержал на суде и священник РПЦ МП Роман Зеленский, но Санкт-Петербургская епархия РПЦ МП в целом выступила на стороне обвинения.

Для современного и довольно секулярного Патриарха Кирилла "дремучий антисемитизм и обскурантизм" в подведомственном ему хозяйстве является большой проблемой. Не зря именно с приходом Кирилла в церковных СМИ стали говорить о православных "сектах", собирающихся вокруг старцев вроде отца Петра (Кучера) во Владимирской области, который также пользуется поддержкой примерно тех же патриотических кругов, что и Душенов, или сторонников иеромонаха Василия (Мозгового) из Оптиной пустыни (с легкой руки Кирилла Фролова получивших известность под именем "секты васильков"), представители которой якобы не допустили ко причастию темнокожего паломника.

Обскурантизм епископов РПЦ МП резко контрастирует с открытыми выступлениями Патриарха Кирилла. Ксенофобия архиереев проявляется в выступлениях против норм Конституции и в борьбе против "сект" всеми возможными способами. Так, о вреде веротерпимости и о необходимости искоренения в России других христиан говорили епископ Пермский Иринарх и епископ Сыктывкарский Питирим. В Республике Коми по благословению Питирима создан "антисектантский центр", от имени которого распространяются листовки, где в преступлениях, истязаниях, убийствах и гипнозе обвиняются неправославные общины, зарегистрированные в Коми, – от пятидесятников и адвентистов до кришнаитов.

Крайним обскурантизмом отличается деятельность так называемых "сектоборцев" в ряде епархий РПЦ МП, деятельность которых намного шире и активнее, чем то, что делал Константин Душенов, а вред намного больше, поскольку напрямую затрагивает деятельность законопослушных религиозных объединений. Как очевидно из примера Саратовской области и многих других регионов, статьи и выступления "сектоборцев" натравливают на различные общины органы прокуратуры, устраиваются различные проверки, в домах молитвы бьют стекла, происходят поджоги. Доведенная до отчаяния Церковь христиан веры евангельской города Саратова "Слово жизни" даже обратилась в Совет при Минюсте РФ по изучению информационных материалов религиозного содержания на предмет выявления в них признаков экстремизма с просьбой провести экспертизу публикаций саратовского борца с "сектами" и сотрудника местной епархии Александра Кузьмина на предмет содержания в них признаков экстремизма и призывов, ведущих к разжиганию межрелигиозной розни и религиозной вражды. Помимо этого, А.В. Кузьмин проходит по делу об антикришнаитской листовке, распространявшейся в Хабаровске, которая была признана экстремистским материалом 29 января 2009 года, а 23 сентября 2009 года это решение было отменено из-за того, что к делу не были привлечены все стороны. Это дело направлено на новое рассмотрение. Листовка основывается на информационной справке, написанной Кузьминым, где говорится о якобы имеющихся преступлениях кришнаитов.

В том же духе выступает и главный руководитель "сектоборцев" Александр Дворкин, не только сам говорящий о "преступлениях" неправославных движений и Церквей, но и обучающий так говорить своих последователей, пропагандируя уничижение других верующих. По существу это целое движение, которое относится с ненавистью к целому ряду религиозных объединений, признанных в России и легально существующих. Сам Дворкин, называя "сектантами" тех же диомидовцев или пятидесятников, выстраивает целую систему разжигания ксенофобии на местах – в "антисектантских центрах" и миссионерских отделах многих епархий появляются люди, воспитанные Дворкиным, часто не имеющие надлежащего образования, но говорящие от имени Церкви и православного вероучения. Дворкинская сеть дискредитирует РПЦ МП и неподконтрольна центральному церковному руководству, а особенно выходят из-под контроля оскорбительные публикации, листовки и высказывания в прессе. Православие в представлении Душенова и Дворкина становится откровенно ксенофобской верой.

Естественно, что Церковь предпринимает меры к ограничению и избавлению от столь радикального и раскалывающего общество балласта. Во-первых, на православную общественность оказывают заметное влияние выступления самого Патриарха Кирилла, заставляющие задуматься над тем, как Церковь может раскрыть себя обществу – молодежи и интеллигенции. Во-вторых, Патриархом проведена реформа издательской деятельности Московской патриархии, извне воспринимаемая как введение церковной цензуры. Издание церковной литературы упорядочено, и теперь РПЦ МП будет более тщательно подходить к выдаче грифа о том, что СМИ или книга "одобрены" Синодальным информационным отделом или Издательским советом. В-третьих, межрелигиозная, в том числе экуменическая, деятельность РПЦ МП вновь становится активной и открытой, выходя из-под влияния консервативной идеологии, в частности дворкинско-душеновской. Это с очевидностью проявилось, начиная с 2009 года, в работе Отдела внешних церковных связей во главе с митрополитом Иларионом, который провел массу встреч, в том числе и с теми, кого дворкинцы называют преступниками. 4 февраля на заседании Христианского межконфессионального консультативного комитета стран СНГ и Балтии, который проводил ОВЦС, были не только православные, католики и лютеране, но и пятидесятники (в том числе, из церкви "Слов о жизни"), баптисты и адвентисты. Очевидно, что РПЦ МП, по крайней мере, дистанцируется от брутального "сектоборчества" Дворкина, так же, как и от черносотенного православия Душенова. Общество, представители Церкви и правоохранительных органов должны называть вещи своими именами и говорить о том, что отдельные иерархи и активисты ведут себя оскорбительно, создают напряжение в обществе и даже разжигают межрелигиозную и межнациональную рознь. Все это необходимо в том числе и для того, чтобы не доводить дело до суда, которому всегда сложно провести грань и оценить тяжесть содеянного, особенно если обвиняемый имеет высокий сан или возглавляет Совет по государственной религиоведческой экспертизе.

Роман Лункин,
для "Портала-Credo.Ru"