КРИВОШЕЕНКО
Ольга Юрьевна
Церковь Иисуса Христа Святых последних дней
как конфессиональный феномен.
09.00.13 – религиоведение, философская антропология, философия культуры
А В Т О Р Е Ф Е Р А Т
диссертации на соискание ученой степени
кандидата философских наук
Санкт-Петербург
2009
2
Диссертация выполнена на кафедре религиоведения Государственного
образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Российский государственный педагогический университет им. А.И.
Герцена»
Научный руководитель доктор философских наук,
профессор
Григоренко Андрей Юрьевич
Официальные оппоненты доктор философских наук,
профессор
Балахонский Виталий Витальевич
кандидат философских наук,
доцент
Пантелеева Екатерина Валерьевна
Ведущая организация Государственный музей истории
религии
Защита состоится «11» декабря 2009 года, в _15.00__ часов на заседании
совета Д. 212.199.24 по защите докторских и кандидатских диссертаций при
Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена
по адресу:197046, Санкт-Петербург, ул. Малая Посадская, д.26, ауд. 317.
С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке
Российского государственного педагогического университета им. А.И.
Герцена (191186, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, дом 48, корп.5).
Автореферат разослан «___» ___________ 2009года.
Ученый секретарь диссертационного совета
кандидат философских наук, доцент А.М. Соколов
3
I. Общая характеристика работы.
Актуальность исследования. Новейшая история России,
начинающаяся с распадом СССР, ознаменовалась изменениями в политике,
экономике, социальной сфере, культуре, которые повлекли за собой
изменение положения религии в государстве. Процесс возвращения
православием главенствующих позиций в сфере духовного влияния на
россиян прошел довольно быстро и безболезненно. Однако принятый еще в
1990 году закон о свободе совести и религиозных объединениях предполагал
плюрализм и равенство возможностей, прав и ответственности для прочих
религий, которые получили доступ на постсоветское пространство после
принятия этого закона. Появление новых религиозных организаций, в том
числе последователей Церкви Иисуса Христа Святых последних дней
(ЦИХСПД) в России был воспринят определенными кругами, как вызов и
угроза доминирующей религии и российской государственности в целом.
Церковь СПД зарегистрирована в РФ с 1991 года, начав деятельность еще за
пару лет до официальной регистрации. Следующие пятнадцать лет интерес к
ЦИХСПД в основном был со стороны проправославной журналистики,
религиоведов, психологов занимающихся нетрадиционными объединениями,
автоматически относившими Церковь в разряд культов и сект,1 нередко
тоталитарной направленности. Однако западные идеи толерантности,
религиозного плюрализма, как неотъемлемые составляющие идеологии
гражданского общества и любого современного демократического
1 Антонов В. Секта мормонов//Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. – СПб, 1993. - N 11.;
Порублёв Н. Культы и мировые религии.-М.: Благовестник, 1994.; Макарова Н.И. Тайные общества и секты.
Культовые убийцы, масоны, религиозные союзы и ордена, сатанисты и фанатики …- М.:Издательство
«Литература».-1996; Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характер.
Справочник. Православие и современность. Электронная библиотека Саратовской епархии Русской
Православной Церкви, 1997; Религии и секты в современной России. Справочник.-Новосибирск:
Информационно-консультационный центр при Соборе Св. Александра Невского –1997; Целуйко В.М.
Психология нетрадиционных религий в современной России.-Волгоград.: ПринтТерра-Дизайн, 2004.;
Дворкин А. Мормоны последних дней: [Электронный документ]// Независимая газета.- 21 апреля 2004 года;
Ганюшкина Ольга. Мормоны рвутся к абсолютной власти: [Электронный документ]// Журнал религия.- 15
июля 2002 года.; Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты: Опыт систематическое исследования. –
Н.Новгород: Изд-во "Христианская библиотека", 2007;
4
государства стали постепенно внедряться на государственном уровне в
сознание россиян. Эти идеи в России не случайно так популяризируются
государством, общественными организациями и рядом деятелей науки в
последнее время. Их популяризация связана с ростом насилия в России по
отношению инакомыслящих и инаковыглядящих. На сегодняшний день мы
имеем дело с массовой религиозной безграмотностью населения, вероятно,
это беда не только нашей страны, но у нас проблема усугубляется
многовековым главенством одной религии, т.е. в России отсутствует
исторический и культурный опыт религиозного плюрализма. К этому
добавляется безграничная вера печатному слову и телевидению. Отсюда
вытекают различные проблемы на межрелигиозной и межэтнической почве.
В связи с этим появилась заинтересованность государства в смене отношения
и к некоторым религиозным объединениям, в том числе к ЦИХСПД,
проявившаяся в неангажированном научном изучении и здоровом интересе
со стороны СМИ. Российские религиоведы постепенно начинают признавать
то, что давно стало действительностью для значительной части мира:
религия, которая в XIX веке бросала вызов общественной морали и
государству, сегодня входит в число вполне респектабельных и
признаваемых не только в США, но и за их пределами.
В связи с этим, на наш взгляд, назрела необходимость в объективном
изучении религиозных объединений, получивших юридическую прописку
на территории России. Это необходимо для налаживания культурно-
религиозного диалога внутри страны, с просветительскими и, конечно же,
научными целями, т.к. ЦИХСПД являет собой пример современной молодой
быстрорастущей деноминации. Девина И.В. еще в 1994 году в своем научно-
аналитическом обзоре отметила: «…мормонизм интересен..тем…что дает
возможность эмпирически изучить рождение и становление новой религии»1,
которой некоторые западные религиоведы пророчат возможность «…со
1 Девина И.В. Мормоны: философия, религия, культура. Научно-аналитический обзор. М.: ИНИОН, 1994.-
C.40.
5
временем стать новой мировой религией»1. В связи с этим важное
теоретико-методологическое значение имеют проблемы типологизации и
определения места ЦИХСПД в отечественной классификации религий,
выявление истоков происхождения и конфессиональной сущности ЦИХСПД,
которые позволили бы классифицировать данную религиозную организацию
в системе христианских конфессий.
Степень разработанности проблемы.
Церковь Иисуса Христа Святых последних дней, как яркое явление
американской духовной и светской культуры, привлекала к себе внимание
обывателей, писателей и исследователей в США почти с первых лет ее
образования: Дж. Г. Бидль описывает преступления реальные и
приписываемые мормонам, переселившимся в район Соленого озера, М.
Твен в свойственной ему ироничной манере высмеивает быт и учение
мормонов, Ч.Диккенс с уважением рассказывает об английских
иммигрантах-мормонах, непохожих своей организованностью и внутренней
духовной силой, на всех прочих иммигрантов, Г.Стэнсбери в духе
путешественника описывает жизнь общины мормонов в Солт-Лейк Сити.2
Этот интерес не угасал на протяжении всех 180 лет существования Церкви и
на английском языке можно найти большое количество исследований, статей
по ЦИХСПД как ее апологетов, так и критиков, (Tanners J&S, Mauss A.L.,
Bradford M.J, Dyal D.H., Howsepian A.A., Harrison G.T., Key T., Norwood L.A.,
Porter L.C., Ostlings R&J., McKeever B., Marguardt M.H. и т.д.).
В тоже время сама Церковь СПД, имея все ресурсы: человеческие и
материальные для научной работы по изучению самой себя, с самых первых
лет своего существования активно включилась в процесс написания и
издания книг: по истории Церкви: «История недавних гонений мормонов в
1 Скотт К. Мормонизм стремительно распространяется в Латинской Америке: [Электронный документ]
(http://www.blagovest-info.ru/index.php? …p;id=25623).
2 Бидль Дж. Г. Жизнь мормонов в Юте или таинства и преступления мормонизма: [Электронный документ]
(http://www.k-istine.ru/sects/ mormonism/mormonism_bidl.htm); Марк Твен. Собрание сочинений в 12 томах.
Том 2. Налегке.-М.: Государственное издательство художественной литературы, 1959; Диккенс Ч. К
великому соленому озеру//?//Свобода совести в России: Исторический и современные аспекты.Сборник
статьей. Выпуск 6.-М., СПб., 2008
6
штате Миссури» (1840г.), Киддер Д. «Мормонизм и мормоны: исторический
взгляд на рост и развитие секты Святых последних дней» (1842 г.), «История
Общества молодых женщин» (1910 г.), «История Церкви» (1989 г.), «История
священства» (1849 г.); о значении храмов и истории их строительства:
Тэлмедж Дж.«Дом Бога»; по догматике: «Инструкция для всех с Символами
Веры и доктриной Церкви Святых последних дней» (1837 г.), Робертс
Б.«Анализ Книги Мормона», «Трактат о Евангелие» (1842 г.), Учения
Президентов Церкви; по семейным отношениям: Туллидж Э. «Женщина в
мормонизме» (1877 г.), Телмэдж Дж. «Брачные инструкции », Андерсон
Дж.М. «История полигамии: фикция и факт» (1979); мормонизм и масонство:
Ивинс Э. В. «Отношения мормонизма и масонства» (1934), МакГэвин Сэсил
«Мормонизм и масонство» (1949 г.); в 1992 году Церковью издана первая
«Энциклопедия мормонизма».
В России Церковь зарегистрирована с 1991 года и соответственно
изучение ее началось совсем недавно, поэтому научных работ на русском
языке по Церкви СПД единицы.
Первые статьи в различных журналах и газетах начала 90-х гг. XX века
были посвящены информации общего характера о Церкви СПД: немного об
истории, практике, догматике, беседы с первыми российскими мормонами
(Устименко Ю. «В гостях у мормонов», Михайлусенко И. «Церковь
мормонов», Дремова Г. «Тайна золотых листов», Соколов В. «Апостолы
процветания», Синицына Л. «Когда святые маршируют», Федоров
«Мормоны в России»).
Авторство первого научно-аналитического обзора по Церкви СПД
(1994 г.) принадлежит Девиной И.В., в котором она попыталась рассмотреть
феномен Церкви с философско-религиозных позиций, делая особый упор на
изучение социальной составляющей жизни Святых.
Первая и единственная на сегодняшний день монография по ЦИХСПД
написанная Антоненко С.Г. и изданная в 2007 году, затрагивает основные
моменты догматики, истории и современной жизни Церкви, а также
7
знакомит с историей открытия Россией учения Церкви СПД с середины 50-х
гг. XIX века до наших дней.
Все остальные научные русскоязычные источники по ЦИХСПД
представляют собой статьи в научных журналах: Элбакян _______Е.С. дает общую
характеристику Церкви, системы образования, проводит анализ социальных
отношений; Чемикосова Т., анализирует публикаций о ЦИХСПД в печатных
СМИ в Интернет, описывает результаты 4-х месячного включенного
наблюдения в Казанской общине Святых; Кузнецова Т.Н., дает описание
деятельности Московской миссии ЦИХСПД; Антоненко С.Г. обосновывает
историчность и религиозно-философский смысл миссионерской практики
ЦИХСПД; Пачежерцев Н.И. рассматривает семью как основную ценность в
жизни мормона; также статьи из религиоведческих словарей (Канторов И.,
Элбакян Е.С.), главы книг, посвященных НРД, культам, сектам в
современной России (Мухин А.А., Михайлович А.С., Дворкин А., Трофимчук
Н.А., Целуйко В.М.), иностранные переводные статьи, в большинстве
своем, критикующие вероучения ЦИХСПД (Кэннон Стивен Ф., МакКивер
Билл, Уолтерс Уэсли П., Скотт Кайли, и т.д.).
Большая часть информации по Церкви на русском языке представлена
публицистскими статьями в Интернете, часто весьма сомнительного, порой
агрессивного содержания, (обвинения в шпионаже, неуплате налогов, краже
мертвых душ и т.д.), но отражающие основные тенденции в настроении
российского общества, которые от резко негативных постепенно начинают
смещаться в сторону здорового интереса к жизни Церкви (Ганюшкина О.,
Шевченко И., Кузьмин А., Дорошенко М., Лункин Р., Тарасов Р.).
Информацию о современном состоянии церкви в США и за ее пределами
можно почерпнуть из ряда оригинальных русскоязычных, переводных и
англоязычных статей (Мехтиев А., Скотт К., Тарасов Р., Stack P. F., Понд Э.
и т.д.)
Отдельно можно выделить несколько публикаций в Интернете бывших
членов Церкви СПД, в которых они рассказывают о ее организации,
8
таинствах, миссионерской работе, выступают с рядом обвинений в адрес
Церкви, критикой учения, правил церковной жизни и т.д. (Диденко Ю.,
Кондратьев Ю., Тарасюк А., Креонский М.)
Монографии Кисловой А.А., анализирующей отношения религии и
церкви в общественно-политической _______жизни США первой половины XIX
века, Фурмана Д.Е., рассматривающего влияние религии на социальные
конфликты в США в XVIII-XX вв., Маклофлина У.Г., вскрывающего связь
религии и социальных перемен в Америке 1607-1977 гг., статья профессора
калифорнийского университета Альбаниз К.Л., затрагивающая тему
религиозного плюрализма колониального периода Америки, позволяют
провести анализ историко-социальных истоков происхождения и
конфессиональной сущности ЦИХСПД.
Т.о. на сегодняшний день российская религиоведческая наука только
начинает открывать для себя феномен ЦИХСПД. Хотелось бы также
обратить внимание, что большая часть литературы научной и публицистской
рассматривают самые яркие и вызывающие моменты истории, учения и
практики Святых (многоженство, крещение за мертвых, многобожие, Книга
Мормона, видение Дж.Смита, тайные ритуалы в закрытых храмах, активное
миссионерство). При этом внутрицерковная социальная жизнь,
взаимодействие ЦИХСПД с внешним миром, факторы и причины успешного
роста Церкви в ряде регионов мира, психологический и социальный портрет
современного российского мормона, сдерживающие факторы роста Церкви в
России, Восточной, Западной Европе, Прибалтике, Скандинавии, и многие
другие вопросы остаются, либо совсем не затронутыми российским
религиоведением, либо только сформулированы и ждут своего изучения.
Объектом данного исследования является Церковь Иисуса Христа
Святых последних дней.
Предметом данного исследования выступает ЦИХСПД как
конфессиональный феномен. Нас интересует исторические процессы
социализации и легитимации Церкви в обществе, современные факторы и
9
причины жизнестойкости Церкви СПД, позволяющие ей рассчитывать на
дальнейший активный рост и расширение своего влияния в отдельных
регионах мира.
Цель данной работы – исследование Церкви Иисуса Христа Святых
последних дней как конфессионального феномена в социально-культурном
контексте.
Достижение данной цели предполагает решение конкретных задач
u10___________исследования:
-выявить социально-исторические корни и конфессиональную сущность
ЦИХСПД;
- проанализировать труды отечественных религиоведов и определить место,
которое отводят ЦИХСПД в современной российской классификации
религий;
- проанализировать вероучения ЦИХСПД: практикуемые, апокрифичные;
- рассмотреть культовую и внекультовую практики, организационную
структуру ЦИХСПД;
- в исторической ретроспективе проанализировать взаимоотношения
ЦИХСПД с американским обществом в политической и экономической
сферах, тем самым проследить эволюцию церкви от стадии секты к
деноминационной стадии, а также выявить факторы, повлиявшие на рост и
развитие церкви в XX-начале XXI вв.
- изучить политику ЦИХСПД в социальной и духовной сферах, результаты
которой могут рассматриваться как прочие факторы, влияющие на рост
ЦИХСПД и ее жизнеспособность;
- проанализировать психологические причины привлекательности ЦИХСПД
для её последователей;
-наметить социальный портрет российского мормона и причины,
сдерживающие рост адептов нетрадиционных для России религий, в том
числе и рост ЦИХСПД.
Методологическая основа исследования
10
В диссертационном исследовании были использованы общенаучные
методы, сравнительно-исторический, аналитико-описательный методы,
системного, каузального и структурно-функционального анализов, применен
ряд социологических методов, а именно, включенное наблюдение,
интервьюирование.
Основной метод сбора эмпирических данных – включенное
наблюдение, позволяющее представить социальный и психологический
потрет современного российского мормона, познакомиться лично с
культовыми практиками, понаблюдать за отношениями последователей
ЦИХСПД в формальной и неформальной обстановках, определить степень
приятия норм и правил поведения, декларируемых Церковью, выявить
факты, подтверждающие переход Церкви на новый организационный
уровень, определяемый в религиоведение как «деноминация».
Неформальное интервьюирование российских мормонов имело своей
целью выявить мотивацию выбора ЦИХСПД и причины, по которым они
остаются ее членами.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту
1. Изучение социально-исторических корней и конфессиональной сущности
ЦИХСПД подтверждает ее происхождение от американских протестантских
деноминаций.
2. Анализ трудов российских религиоведов, изучавших ЦИХСПД, выявляет
общую тенденцию классификации церкви как маргинальной протестантской
деноминации. Академическое издание «Энциклопедия религий», 2008 г.
определяет ЦИХСПД как христианскую конфессию.
3. На основе анализа политической, экономической, социальной моделей
поведения ЦИХСПД можно выделить три исторических периода в ее жизни
после гибели Дж.Смита: 1) период обособленности (1847 - 1880-е гг.); 2)
период ассимиляции (1880-е - до начала 1960-х гг.); 3) период духовной
обособленности (с 1960-х гг. до наших дней).
11
4. Успех Церкви во многом определил грамотный менеджмент со времен
Бригама Янга и до наших дней. Одну из основных ролей в феномене роста
ЦИХСПД играет ее экономическая политика. Опыты Церкви в области
организации экономики общины привели их к наиболее рабочей модели -
рыночной, позволяющей добиться высокого уровня благосостояния, как для
отдельного человека, так и, как следствие, для Церкви в целом;
экономическая взаимопомощь и программы по поддержанию благосостояния
позволяют ЦИХСПД не только пережить трудные времена, но и выглядеть
привлекательнее на фоне других религиозных организаций в США, странах
Латинской Америки, Азии, Африке, тихоокеанском регионе.
5. Активная благотворительная деятельность Церкви СПД стала еще одним
фактором, положительно влияющим на имидж Церкви в мире, фактором,
дающим Святым ощущение сопричастности общечеловеческим
устремлениям к гуманным ценностям и психологической удовлетворенности
от процесса помощи ближнему.
6. Будущее любой Церкви зависит от числа молодых последователей в ее
рядах. Понимая это, руководство ЦИХСПД значительное внимание уделяет
воспитанию и образованию подрастающего поколения через различные
церковные программы религиозного и светского содержания.
7. Одна из основополагающих причин успешного роста Церкви лежит в
области психологии человека. Численной рост ЦИСХПД начинается на волне
очередного американского ривайвела 60-70 гг. XX века, т.к. даже будучи уже
не новым религиозным движением для США, ЦИХСПД соответствовала
личностным исканиям и духовным потребностям, предъявляемым молодой
частью общества к религии. В последующие десятилетия Церковь СПД
культивирует такую среду, которая удовлетворяла бы потребности человека
от самых низших до самых высших.
9. В ближайшем и отдаленном будущем в России не ожидается
значительного численного роста ЦИХСПД. Для этого есть различные
причины, которые коренятся в культурно-исторических и религиозных
12
традициях, связывающих российское общество с православием и
некоторыми другими религиями, отсутствии религиозной культуры в целом,
религиозного плюрализма, доминировании материальных ценностей над
духовными, и в чисто психологических причинах, таких как неготовность к
активной религиозной деятельности; к ограничению себя строгими
требованиями морали и различного рода запретами; консерватизма в
отношении принятия нового и т.д.
Научная новизна определяется тем, что выполненная работа является
одной из немногих в отечественном религиоведении попыток изучения
ЦИХСПД как конфессионального феномена.
. В рамках диссертации:
-исследованы социально-исторические корни происхождения ЦИХСПД и ее
конфессиональная сущность;
- изучены мнения российских религиоведов относительно места ЦИХСПД в
отечественной классификации религий;
- систематизированы вероучительные представления Святых;
- в результате анализа политической, экономической, социальной моделей
поведения ЦИХСПД и задач, стоявших перед церковью, выявлены три
исторических этапа ее жизнедеятельности;
- выявлен ряд факторов, влияющих на рост ЦИХСПД в отдельных регионах
мира, в том числе проанализирована экономическая политика Церкви, как
фактор ее успешной выживаемости в прошлом, настоящем и будущем;
- исследован вопрос мотивации выбора в пользу ЦИХСПД ее
последователями;
- намечены социальный портрет современного российского мормона и
причины, сдерживающие рост нетрадиционных для России религий, в том
числе и рост ЦИХСПД;
Теоретическая значимость работы. Проведенное исследование
частично восполняет существующий пробел в изучении нетрадиционных для
России религий.
13
Сделанные теоретические выводы могут быть использованы для
дальнейшего анализа феномена ЦИХСПД, как собственно религиозного
явления, так и успешного социального проекта, с работающими методами и
приемами управления, экономическими программами, программами
религиозно-светского содержания, методами работы с молодежью и т.д.
Практическая значимость исследования. Состоит в возможности
использования материалов диссертации, теоретических положений и
выводов для дальнейшего развития религиоведческого и
культурологического анализа феномена ЦИХСПД, как примера современной
активно растущей Церкви. Внедрение материалов и результатов
исследования может быть осуществлено в публикациях учебно-методических
и учебных пособий по религиоведению, истории религии, спецкурсов, также
исследование может быть полезно при подготовке городских и
общегосударственных просветительских программ по воспитанию
толерантности в российском обществе.
Апробация результатов исследования. Отдельные результаты
диссертационного исследования были представлены автором в публикациях,
а также были представлены и обсуждались на следующих международных
конференциях: «Религиозная ситуация на северо-западе России и в странах
Балтии» (2008 г.), «Религиозная ситуация на северо-западе России и в
странах Балтии» (2009 г.).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав,
заключения и списка литературы. Работа изложена на 192 страницах. Список
литературы включает 142 наименования.
II. Основное содержание исследования.
Работа разделена на четыре главы. Первая глава построена на изучении
генезиса и эволюции ЦИХСПД. Во второй главе проводится анализ
вероучений ЦИСХПД, третья глава рассматривает вопросы культовой и
внекультовой деятельности, а также организационную структуру ЦИХСПД,
четвертая глава посвящена современному состоянию ЦИСХПД и факторам,
обеспечивающим ее устойчивое положение на религиозной карте мира во
второй половине XX-начале XXI вв.
14
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, показана
степень научной разработанности проблемы, определены предмет, объект,
цель и задачи исследования.
Первая глава «Генезис и эволюция Церкви Иисуса Христа Святых
последних дней» разделена на четыре части.
В первой части рассматривается вопрос социально-исторических корней
происхождения ЦИХСПД. Происхождение ЦИХСПД напрямую связано с
особенностями религиозной жизни США второй половины XVIII – первых
десятилетий XIX вв., которая имела самые тесные связи с социально-
общественными отношениями. Религиозный плюрализм и веротерпимость,
свойственные американскому обществу в XVIII-XIX вв., создали
благоприятные условия для появления новых религиозных групп, которые
могли спокойно сосуществовать с уже имеющимися до тех пор, пока они не
противоречили закону и общеамериканским ценностям.
Стимулом к возникновению новых религиозных групп можно считать
еще одну особенность духовной жизни США - повторяющиеся с
периодичностью мощные религиозные подъемы, получившие название
«ривайвелов» (от англ.revival – пробуждение, духовное возрождение).
Т.о. история развития социально-общественных и религиозных
отношений в США предопределила появление новых религиозных групп, а
великие пробуждения – ривайвелы – служили непосредственным стимулом к
появлению новых модификаций христианства, среди которых особенно ярко
заявила о себе в середине XIX века Церковь Иисуса Христа Святых
последних дней.
Во второй части анализируется конфессиональная сущность ЦИХСПД.
При сравнении учений, практики, этики мормонизма и протестантских
деноминаций США (конгрегационалисты, пресвитериане, квакеры,
методисты, баптисты) можно обнаружить генетическую преемственность в
этих составляющих: идеи продолжающегося откровения и возможности
развития религиозного знания; сакрализация жизненного уклада и поведения;
15
особая роль Священного Писания; избранность американского континента
как «царства Божьего»; схожесть вероучительных нюансов; отношения с
государством; религиозный демократизм в управлении; религиозная
активность и преобладание динамичного стиля духовной и повседневной
жизни; схожесть ряда элементов в отправлении культа и этических норм.
Проведенный анализ трудов советских и российских религиоведов
позволяет сделать вывод, что, согласно мнению большинства из них, по
типологии организации ЦИХСПД - деноминация, по конфессиональной
принадлежности – маргинальный протестантизм. Также внимание
привлекает тот факт, что академическое издание «Энциклопедия религий»,
2008 г. определяет ЦИХСПД как христианскую конфессию, тем самым
выделяя типологически ее из протестантизма в отдельную ветвь в рамках
христианства.
Третья часть посвящена истории возникновения, становления и
развития ЦИХСПД с 1820 года до наших дней.
В заключительной четвертой части в исторической ретроспективе
анализируются отношения ЦИХСПД в политической и экономической
сферах с властями США и американским обществом в целом. На основе
анализа политической, экономической моделей поведения ЦИХСПД
выделяются три исторических периода в ее жизни после гибели Дж.Смита: 1)
период обособленности (1847 - 1880-е гг.); 2) период ассимиляции (1880-е -
до начала 1960-х гг.); 3) период духовной обособленности (с 1960-х гг. до
наших дней).
Во второй главе проводится анализ вероучений ЦИХСПД как
практикуемых Святыми, так и ряда апокрифичных.
В этой главе одно из центральных мест отводится анализу учения
Святых о сущности Бога, Иисуса Христа, Святого Духа, согласно которому
Бог-Отец, Элогим Ветхого Завета - Верховное Существо, Верховный Творец,
Правитель и Хранитель всего. Он совершенен, и обладает всей силой и всем
знанием. Однако Элогим не первопричина космоса, он всего лишь совечен
16
ему, он - Создатель известного нам универсума и Родитель всех
человеческих душ. Бог-Отец, Элогим и Иисус Христос, Иегова Ветхого Завета
– это две разные, отдельные, бессмертные Личности. Иисус Христос вместе со
своим Отцом участвовал в сотворении этого мира; на Него была возложена
ответственность - создать под руководством Отца землю, как место для жизни и
духовного роста человечества, все сущее на земле. Иисус есть единородный от
Отца во плоти. Бог-Отец и Бог-Сын мыслятся в мормонизме как телесные
сущности, наделенные плотью и кровью, но материя, которая образует эту плоть
иного, прославленного свойства, позволяющая жить вечно без боли и болезней.
В Божественной Троице только Святой Дух не имеет прославленного тела,
будучи Сущностью духовной. В Основах Евангелия со ссылкой на Учение и
Заветы 130:22 сообщается, что этот дух имеет форму подобную телу
человека, не имея при этом тела из плоти и костей (Основы Е. 37,136). В
конкретный момент времени Он может находиться только в одном месте, но
Его влияние может распространяться повсюду.
Т.о. Отец, Сын и Святой Дух являют собой три отдельные личности. Их
абсолютное единство заключено, по мнению Святых, в Их целях, учении и
стремлении исполнить план спасения, созданный Небесным Отцом.
Критика учения об Отце, Сыне и Святом Духе, как отдельных
личностях, во многом направлена на слабость этой доктрины в пункте,
касающемся материальности первых двух личностей и нематериальности
Святого Духа. Противоречие видится в том, что согласно представлениям
Святых, Боги воплощены в целестиальных прославленных телах, души из
мира предсуществования, рождаясь на земле, обретают материальную
оболочку и возможность достижения разной степени славы по воскресении,
опять же в материальных телах, но материи иного свойства, т.е. наличие тела,
по подобию Божьему, является наивысшей наградой для духа, и нет иной
возможности существования духа, как только в единстве с телом, смертным
или прославленным. Встает вопрос, каким тогда образом возможно
существование бесплотного Святого Духа и какова его награда в вечности?
17
Действительно Дух не имеет, по учению Святых, плоти из физической или
прославленной материи, но Он существует в духовном мире также, как и
нерожденные еще души, т.е. состоит из особой духовной материи и только
благодаря милости и выбору Господа Он обладает особым правом
свидетельствовать. Награда в вечности его действительно не определена
Священными Писаниями, но есть предположение, что после обретения
всеми душами смертных тел, Святой Дух будет последним человеком,
родившимся на земле в конце Тысячелетия после Второго пришествия
Христа. Т.о. Он обретет смертное тело и после Страшного суда окажется на
высшем уровне Целестиального Царства.
Будучи в теории политеистической, в практической сфере мормонизм
являет собой монотеистическою религиею («актуальный монотеизм»
Антоненко С.Г, «генотеизм» Элбакян Е.С), т.к. признавая множественность
универсумов и богов, мормоны поклоняются исключительно Богу нашей
вселенной – Вечному Божественному Отцу, который созерцается через
Иисуса Христа. 1
Также во второй главе анализируются учения о: происхождении мира;
сущности акта падения и греха; двух видах смерти; плане спасения;
всемирной и индивидуальной эсхатологии; трех стадиях существования
души: предземной, земной и послеземной.
Идея предсуществования души не нова для христианства. Развитие идеи
о предсущестовании души уходит корнями в философию Платона. В III веке
эту идею начали развивать один из уважаемых Отцов восточной
христианской Церкви Ориген и ряд его учеников. Это вызвало полемику
среди христианский писателей, которая вылилась в анафему данному учению
на Пятом Вселенском Соборе (543 г.). Не вдаваясь в сложные сравнения
учения о предсуществовании души первого тысячелетия христианства и
учения Церкви СПД, хотелось бы отметить, что в них разнится причина
1 Mauss A.L., Bradford M.J. Mormon assimilation and politics: Toward a Theory of Mormon Church involvements
in National U.S.Politics//The Politics of religion and social change. Religion and political order. Volume II. -New
York: Paragon house. C.48.
18
соединения души со сметным телом. В первом случае - это наказание души
телом за прежние грехи. Во втором случае – это награда, возможность
воплотится в теле, развиваться, расти, возвыситься для уровня Бога.
Причинно-следственная связь, выражающаяся в наказании смертным
телом в традиционном христианстве, связана с его отношением к телу как
таковому, которое мыслится как порочное, греховное, недостойное вечности,
которое надо истязать, физически мучить, чтобы укротить «голос плоти».
Учение же ЦИХСПД возвышает плоть, освящает ее, наделяя важной ролью в
плане спасения. Вся ренессансная философия и философия нового времени,
которая возвышала человека «из праха», нашла свое яркое воплощение в
учении ЦИХСПД, антропонаправленном и прославляющем человека как
сочетание рожденной Богом души и Богом данного тела.
В этой главе также рассматривается учение о Церкви: ее роли в
строительстве Сиона, распространении восстановленного Евангелия и
восстановлении священства.
В заключительной части главы рассматриваются учения, которые
считались в мормонской Церкви фундаментальными, существенными и
вечными, но были позднее по разным причинам отвергнуты Церковью:
учение об Адаме-Боге; о многобрачии для мужчины, как условии достижения
полноты Бога и высшей ступени Целестиального Царства славы; учение,
согласно которому представители негроидной расы не достойны иметь
священство от Бога; об искуплении кровью некоторых грехов, таких как:
отступничество, прелюбодеяние, убийство, межрасовый брак.
Третья глава исследования посвящена культовой и внекультовой
деятельности ЦИХСПД, а также в ней рассматривается тема
организационной структуры Церкви.
Частью повседневной культовой практики Святых является молитва. Три
основных формы вознесения молитвы, характерные для христианства в
целом, практикуются также и Святыми: индивидуальная, семейная,
коллективная. В практике Святых молитвы играют важную роль, предваряя и
19
завершая все религиозные и большинство нерелигиозных мероприятий,
текстуально они - в чистом виде импровизация, со словами благодарения.
Поскольку произнести молитву публично может любой желающий, ее
произнесение не предполагает наличие в человеке дара красноречия,
глубокой мысли или мудрости в словах, скорее вдохновение.
Таинства, признаваемые таковыми Церковью СПД, представляют собой
смесь традиционно христианских таинств в собственной редакции со
специфически присущими только данной Церкви. Их можно разделить на две
группы: храмовые или таинства спасения, проведение которых возможно
только в стенах храма (крещение за мертвых, запечатывание брака на
вечность, запечатывание детей к родителям, облачение) и те, которые
проводятся в Домах собраний или просто на природе (крещение, дарование
Святого Духа, рукоположение, причащение).
Основа культовой практики Святых - воскресное причастное собрание.
Структура его простая: пение вступительного гимна, чтение вступительной
молитвы, обряд причащения – вкушение тела Христова (хлеб) и крови
Христовой (вода). Затем руководители Церкви выступают по какой-либо
богословской теме, а заканчивается первая часть заключительной молитвой и
гимном. После этого присутствующие разбиваются на группы. Для
новообращенных и слушателей проходит воскресная школа, в рамках
которой они изучают основы Евангелия. Остальные члены Церкви
занимаются в своих группах, разделенных по возрасту и полу.
Внекультовая практика Святых включает в себя различные
мероприятия смешенного характера, где светское содержание сочетается с
элементами культа (молитва, проповедь, пение гимнов и т.д.),
миссионерскую и образовательную деятельность, разного уровня
конференции (всецерковные генеральные, зональные).
Не имеет прямых аналогов в христианстве семейно-историческая и
генеалогическая работа Святых. Своей целью данная деятельность ставит
розыск предков, так глубоко и широко, насколько это возможно. Поисковая
20
работа Святых является важной частью спасения, как отдельных душ, так и
человечества в целом, поскольку от нее зависит в том числе время Второго
пришествия Христа и наступления Тысячелетнего царства благоденствия.
Еще одна форма деятельности Святых - благотворительные программы
Церкви, которые несут, с одной стороны, важную имиджевую нагрузку,
будучи в некоторых странах единственным средством, дающим
информационный повод СМИ говорить о ЦИХСПД в положительном ключе.
С другой стороны, благотворительность вступает как форма служения,
требуя материальных и временных затрат от Святых, которые оправданы
внутренним чувством удовлетворенности результатом добровольных жертв.
Надо отметить, что существующий в протестантизме догмат об
оправдании одной верой, но не добрыми делами не имеет в рамках учения
ЦИХСПД официального подтверждения. Но в тоже время участие в
благотворительной деятельности не вменяется вероучением ЦИХСПД
напрямую, т.е. добрые дела не обеспечивают человеку после смерти места в
царствах славы. Учение ЦИХСПД указывает конкретно несколько условий
спасения, которые рассматривались во второй главе. Однако основные
благотворительные программы реализуются на деньги от обязательной
десятины, неуплата которой может рассматриваться, как повод в отказе
желающему посетить храм, а принятие храмовых таинств – единственная
дорога в высшее, Целестиальное Царство. Т.о. косвенно добрые дела как
следствие добровольных пожертвований являются внешним выражением
спасительного пути Святого.
Религиозное образование ЦИХСПД в виде семинаров для
старшеклассников и религиозного института для студентов и неженатой
молодежи до 30-ти лет дает в результате хорошее знание учений
восстановленного Евангелия, служит поддержанию связей внутри Церкви,
подготавливает молодежь к миссионерской деятельности, укрепляет в
принятии семейных ценностей и ценности брака. Непрямым результатом
является также развитие коммуникационных навыков у молодежи, умение
21
вести диалог, отстаивать свою точку зрения доказательным путем, т.е. тех
навыков, которые помогут им в последующем быть успешными в
профессиональной деятельности, чем бы они ни занимались.
Церковь СПД имеет четкую организационную и иерархическую
структуру. Высший иерарх ЦИХСПД - Президент, который одновременно
является ныне живущим Пророком, говорящим от имени Господа. Президент
Церкви вместе с двумя советниками образуют Кворум Первого
Президентства, который управляет всей Церковью.
Церковь поддерживает традицию демократичного способа выбора
Президента Церкви, согласующуюся с гражданской традицией выборов
президента США. Понятно, что данная процедура скорее формальность,
нежели возможность реального выбора, поскольку, есть два безусловных
критерия, которым должен соответствовать будущий Президент Церкви:
быть советником в Первом Президентстве и служить в этой должности
дольше другого советника, однако сама форма и сохранение ее в церковной
традиции говорят о желании руководителей Церкви не отделять себя от
государства и признанного общественного устройства, но, наоборот,
показать свою приверженность его идеалам и возможность органичного
существования в его рамках.
В четвертой главе дается анализ современному состоянию ЦИХСПД,
которое выражается в постоянном численном росте в отдельных регионах
мира (США, Латинская Америка, Азия, Африка, тихоокеанский регион), и
анализируются факторы, влияющие на эту тенденцию в XX-XXI вв. В
качестве таких факторов выделяются: а) гибкий менеджмент,
проявляющийся: в готовности идти с властями и обществом на
компромиссы, которые не угрожают Церкви распадом; принятие общих для
данного социума ценностей, которые не противоречат в корне учению и
этике ЦИХСПД; б) экономическое процветание ЦИХСПД за счет верно
выбранной экономической политики: частная собственность, рыночные
отношения в сочетании с внутрицерковной социальной поддержкой и
22
взаимопомощью; в) постоянная работа с молодежью; г) работа с имиджем
Церкви; д) ориентация на личность. Одна из основополагающих причин
современного успеха Церкви лежит в области психологии человека. Человек
в меняющемся мире, в большинстве случаев, оказывается один на один с
ним, и выдержать этот натиск психологически очень трудно. Традиционные
христианские религии с их погруженностью в культ и собственную
внутреннюю жизнь, забывают о человеке, которому в этом культе не
остается места, они больше не могут удовлетворить потребности человека в
уважении, нужности, заботе, любви.
С этой проблемой США столкнулись еще в 60-70-е гг. XX века в виде
ажиотажного интереса к альтернативным нетрадиционным религиям,
именуемых в религиоведении также молодежными. Бурной рост
разнонаправленных религиозных групп исследователи связывают со
следующими причинами: 1) слияние религиозных институтов с
государственными, в результате чего утрачиваются возможности
удовлетворения нравственных и религиозных потребностей человека; 2)
отсутствие ориентации на личность отдельного человека, в традиционной
церкви человек выступает как часть большой государственной машины.1
Церковь СПД, учтя ошибки традиционных христианских конфессий,
старается создать такую среду, которая удовлетворяла бы базовые духовные
потребности человека.
В США, где интерес к религии и религиозным проявлениям своих
граждан значителен, различные небольшие независимые организации и
научные институты проводят статистические исследования, позволяющие
нарисовать картину религиозности в США в целом, изучить место и влияние
отдельных вероисповеданий. Такие исследования не редки и в отношении
ЦИХСПД. Они достаточно подробны и позволяют нарисовать детальный
портрет американского мормона, в то время как в России в силу разных
1 Балагушкин Е.Г.Нетрадиционные религии в современной России: морфологический анализ.-Ч.1.-М., 1999;
Копысов Д.Ю. Современные нетрадиционные религии.-Ижевск: Издательство «Удмуртия», 2000.
23
причин и, в том числе, незначительного количества представителей
ЦИХСПД (примерно 19 тыс.), они пока не являются предметом такого
метода изучения, причем этих данных нет, по крайней мере, в открытом
доступе, и внутри самой Восточноевропейской миссии, в состав которой
входит Россия. Поэтому на сегодняшний день возможно лишь наметить
портрет современного российского мормона, на основании данных,
полученных в результате включенных наблюдений и информации в
открытых источниках (переписка на форумах Святых).
Российский мормон – преимущественно молодой человек/девушка в
возрасте 17-25 лет, либо люди старшего возраста – от 50-55 лет. Обе эти
группы достаточно активны в религиозном отношении, участвуя в
церковных мероприятиях культового и светского характера. По гендерному
составу диспропорции практически нет в молодежной группе (17-22), далее
процентное увеличение идет в сторону женщин, и чем старше возраст, тем
выше диспропорция. Российский мормон обычно с высшим образованием,
студент или работает, его едва ли можно отнести к маргинальным слоям.
Молодой мормон хорошо владеет английским языком, на высоком уровне
коммуникативные навыки. Российские мормоны независимо от возраста
поддерживают традиционные ценности, пытаются сочетать духовные поиски
с социальной успешностью. В целом это типичные российские граждане, не
имеющие никаких особых ярко выраженных отклонений в поведении или
психике, удовлетворяющие посредством участия в жизни Церкви те
духовные и социальные потребности, которые не могут удовлетворить
традиционные церкви.
Анализ печатных источников и личных интервью позволяет сделать
выводы, что выбор россиян в пользу ЦИХСПД делается на основании: а)
прагматического интереса (получить или использовать ресурсы Церкви для
себя); б) привлекательности принципов чистоты и святости в жизни
отдельного человека; б) удовлетворения низших, но базовых, уровней
24
потребностей, без которых невозможно дальнейшее развитие личности; г)
значительно реже в качестве мотивации выступают духовные искания.
В заключительной части главы анализируются причины, по которым в
России в обозримом будущем не предвидится численного роста ЦИХСПД.
Балагушкин Е. Г. в книге «Нетрадиционные религии в России» выделяет
основным мотивом обращения россиян к нетрадиционным религиям то, что
человека не удовлетворяют ответы и решения, даваемые официальной
идеологией, будь то светской или церковной. Приверженцы нетрадиционных
религий надеются, что «предлагаемые последними утопические
программы…приведут к чудодейственному разрешению всех трудностей
современной цивилизации и прежде всего безотлагательно помогут им
лично».1 К этому можно добавить, что поиск чудодейственных решений для
россиян, как, впрочем, и не только для нас, в массовом порядке характерен
для кризисных моментов, какими стали 90-е гг. XX - начало XXI вв., с
выходом же из кризисных ситуаций наблюдается обратное явление -
возвращение к традиционализму в духовно-религиозной сфере, как символу
стабильности, что в целом характерно для нормального функционирования
общества в различные исторические периоды.
В заключении были сделаны следующие выводы:
1. История развития социально-общественных и религиозных отношений
в США предопределила появление новых религиозных групп, а великие
пробуждения – ривайвелы – служили непосредственным стимулом, как к
усилению уже существующих протестантских деноминаций, так и к
появлению новых модификаций христианства, среди которых особенно ярко
заявила о себе в XIX веке Церковь Иисуса Христа Святых последних дней.
2. Изучение исторических и конфессиональных истоков ЦИХСПД
показало, что своим происхождением она обязана американским
протестантским деноминациям. И хотя сами мормоны и большинство
1 Балагушкин Е.Г.Нетрадиционные религии в современной России: морфологический анализ.-Ч.1.-М., 1999.
-
25
протестантских деноминаций не признают принадлежность ЦИХСПД к
протестантизму, в отечественном и зарубежном религиоведении в
отношении религиозных объединений, подобных ЦИХСПД, вышедших из
лона протестантизма, но положения вероучений которых не свойственны
большинству христианских конфессий 1 принят термин «маргинальный
протестантизм». Российские религиоведы, в основном сходятся во мнении,
что по типологии организации ЦИХСПД - деноминация, по
конфессиональной принадлежности – маргинальный протестантизм.
3. Можно выделить три исторических периода в жизни Церкви СПД,
после гибели Дж.Смита. 1) Период обособленности который начинается с
переселения основный группы мормонов из Наву в район Соленого озера и
заканчивается примерно в 1880-е гг., когда в штате резко возросла
численность немормонского населения, и сам штат, еще тогда юридически
не признанный, можно сказать, опять вплотную приблизился к остальной
части США, будучи втянутым в политические и экономические процессы,
захватившие США в последующие десятилетия. 2) Период ассимиляции (с
конца 1880-х до начала 1960-х гг). Основная цель, которую преследует
руководство Церкви в этот период – добиться легитимности ее в обществе,
через поддержку общенациональных идей и ценностей, даже если они
противоречат этическим и вероучительным установкам Церкви. 3) Период
возврата к духовной обособленности (с 1960-х гг. до наших дней), связный с
угрозой растворения в американской культуре. Цель второго периода -
легитимность Церкви в обществе была достигнута, в то время как новые
ценности западного общества составляли и составляют ощутимый контраст с
религиозными ценностями и этикой мормонов. На новом этапе начались
поиски путей защиты Церкви против доминирующих культурных и
политических тенденций американского общества, которые грозят мормонам
потерей собственной идентичности и той уникальности, которая привлекает
в их ряды новых адептов.
1 Основы религиоведения Учебник/ Под ред. И. Н. Яблокова.- М.: Высшая школа, 1994.- С.157.
26
4. Не последнюю роль в феномене роста ЦИХСПД играет ее экономическая
политика. Церковь СПД можно сравнить с успешной корпорацией, где все
расходы и доходы четко сбалансированы. Руководство Церкви напрямую
заинтересовано в том, чтобы ее члены были хорошо образованны,
коммерчески успешны. Церковь существует на различные пожертвования и
в частности уплату 10% от доходов ее членов, при этом тратит значительные
средства на благотворительность, строительство, учебные заведения и
прочие статьи расходов, например, на программы обучения адептов из стран,
где рыночная экономика находится в зачаточном состоянии или не развита,
ведению бизнеса; кредитования начинающих бизнесменов; выдает кредиты
на образование и т.д. Принятая еще в первой половине XX века программа
благосостояния членов Церкви, принесла свои положительные плоды не
только в период Великой депрессии 30-х гг., но и сейчас в период мирового
кризиса являет собой положительный пример, активно привлекающий
новых адептов, в частности в Латинской Америке, Азии, Африке,
тихоокеанском регионе.
5. Активная благотворительная деятельность Церкви СПД стала еще
одним фактором, положительно влияющим на имидж Церкви в мире,
фактором, дающим Святым ощущение сопричастности общечеловеческим
устремлениям к гуманным ценностям и психологической удовлетворенности
от процесса помощи ближнему.
6. Будущее любой Церкви зависит от молодежи в рядах ее
последователей: от тех молодых людей, кто по рождению принадлежит к
Церкви, по выбору родителей или собственному выбору. Все эти категории
молодых людей рано или поздно сталкиваются с проблемой проверки
своего выбора, и в этой ситуации, если церковная жизнь не удовлетворяет
разноуровневые духовные потребности молодого поколения, церковь
рискует потерять свой потенциал в лице этого поколения.
Понимая проблему, руководство ЦИХСПД, огромное внимание
уделяет воспитанию и образованию подрастающего поколения, через
27
различные церковные программы религиозного и светского характера,
которые сочетают в себе приемы прямого обучения с рекреационными
приемами, а также позволяют молодежи просто повеселиться, пообщаться
со сверстниками, близкими им по идеалам, приобрести какие-то
дополнительные навыки, которые могут пригодиться в обычной жизни и
будущей профессии.
7. Одна из основополагающих причин успеха Церкви лежит в области
психологии человека. Человек в меняющемся мире, в большинстве случаев,
оказывается один на один с ним, и выдержать этот натиск психологически
очень трудно. Нужны понятные ценностные ориентиры. Традиционные
религии с их погруженностью в свой культ и внутреннюю жизнь, забывают о
человеке, которому в этом культе не остается места, они больше не могут
удовлетворить потребности человека в уважении, нужности, заботе, любви. В
условиях, когда на человека постоянно давит социальная среда, агрессивное
воздействие которой усиливалось на протяжении всего XX века и только
усиливается в веке XXI, традиционные религии перестают удовлетворять
потребности человека в любви, уважении, безопасности и не способствуют
эмоциональной разрядке, не помогают разрешению жизненных проблем, не
дают надежду, что «все будет хорошо» и не только после смерти, но и при
жизни человека.
В свою очередь Церковь СПД старается создать такую среду, которая
удовлетворяла бы потребности человека от самых низших до самых высших:
(потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха;
потребность в принадлежности и любви; потребность в уважении:
достижение успеха, одобрение, признание; познавательные потребности,
потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей,
развитие собственной личности).
7. В ближайшем и отдаленном будущем в России не предвидится
значительного численного роста последователей ЦИХСПД. Для этого есть
различные причины, которые коренятся:
28
а) в культурно-исторических и религиозных традициях, связывающих
российское общество с православием и некоторыми другими религиями
(ислам, буддизм). В условия смены одной идеологии на другую,
политическая ситуация в России требует наличия неких традиционных
паттернов, связующих общество. Одним из таких действенных паттернов
является православие.
б) В отсутствии опыта религиозного плюрализма, характерного для истории
религиозных отношений США. В России всегда было доминирование
православия в русской среде и ислама на мусульманских территориях. Эта
ситуация сохраняется и в наши дни. Все новое воспринимается российским
обществом как угроза традициям и государству в целом.
в) В области психологии человека:
• неготовность к активной религиозной деятельности. Больший процент
россиян не станет менять образ жизни, если не возникнет непреодолимой
нужды в перемене религии, что несет за собой выгоды материальные, либо
психологические, которые перекрывают все виды затрат.
• Нет никакой необходимости принимать незнакомые религиозные
взгляды, если есть знакомые. Православие однозначно более мощная и
глубоко организованная система онтологических взглядов, в серьезном
духовном поиске оно скорее ответит на духовный запрос, чем церковь,
находящаяся в начале пути.
• В национальной психологии: мы не умеем быть счастливыми, и нас
пугают счастливые люди, с ними явно что-то не так, они зомбированы,
загипнотизированы, их надо обходить стороной, как психически нездоровых.
Поэтому с одной стороны, то, что привлекает людей в Церкви СПД и у нас и
в других странах, особая комфортная психологическая атмосфера,
«коллективный заряд счастья» от общения, помощи, радости окружающих,
становится одновременно отпугивающим фактором в российской среде.
г) Не стоит сбрасывать со счетов и страну происхождение религии.
Долговременное противостояние СССР и США, которое сохранятся в
29
модифицированном виде, вызывает резкий негативизм в обществе ко всему
американскому, чуждому российскому менталитету.
9. По нашим наблюдениям российские мормоны в большинстве
составляют две группы: 1) молодежь в возрасте до 25-ти лет; 2) люди
старшего возраста от 50-ти. Первые активны, любопытны в силу возраста, и
находят в Церкви поддержку и заботу, которой не хватает по разным
причинам в семье, дружеское общение, чистоту, в том числе и в отношениях
полов; вторые имеют больше свободного времени, чувство нужности с
возрастом не угасает, в то время как люди в возрасте в российском обществе,
к сожалению, оказываются на отшибе жизни, и материально, и
профессионально, и духовно. Культ семьи, свободы, благополучия
характерный для американского общества в целом и американских мормонов
в частности, оказался очень близок в новых российских реалиях, но как мы
уже сказали, для большей части россиян эти ценности напрямую не связаны с
духовно-религиозным поиском, поэтому в духовной сфере остаются
сильными позиции традиционных для России религий.
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
1. Кривошеенко О.Ю. Святые последних дней на петербургской земле:
исторические и современные связи // Материалы по исследованию
религиозная ситуация на северо-западе России и в странах Балтии: Вып.V.
[Санкт-Петербург – город толерантной культуры] / Отв. Ред. А.Ю.
Григоренко; – СПб, Политехника-сервис.- Февраль, 2009. – С. 65-67. (0.3
п.л.)
2. Кривошеенко О.Ю. Храмы Церкви Иисуса Христа Святых
последних дней: значение, функции и повседневная практика// Известия
Российского государственного педагогического университета им. А.И.
Герцена: научный журнал. – № 108, июль – СПб., 2009. – С. 73-78. (0.4
п.л.)
3. Кривошеенко О.Ю. Система светского и религиозного образования
Церкви Иисуса Христа Святых последних дней: опыт США и особенности
системы в Санкт-Петербурге и странах Балтии// Человек и вселенная. -№
3(71), ноябрь - СПб, 2009.- С. 89-97. (0.4 п.л.)__