Жизнь. Люди. Время.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Жизнь. Люди. Время. » Наука. » Санкт-Петербургский Центр Религиоведческих исследований


Санкт-Петербургский Центр Религиоведческих исследований

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

Запись на радио.

С-Пб центра религиоведчсеких исследований.


    11 августа состоялась запись программы  на Трансмировом радио президента и сотрудника Санкт-Петербургского центра религиоведчсеких исследований Владимира Егорова и Васильева Евгения.

    Программу вел ведущий Трансмирового радио Дмитрий Оргин.

    В программе была рассказана история центра, причины его создания и основные направления деятельности.

    Живое обсуждение вызвали вопросы о том, должно ли быть религиоведение конфессиональным или светским.
    Насколько религиовед должен быть вовлечен в сферу религиозной жизни или же наоборот, быть максимально отстранен от нее.
    Роль и значение религии в жизни общества.
    Современное состояние религиозных организаций в постсоветском пространстве.

    А так же многие другие вопросы, что вызвали живейшее обсуждение.

    Запись программы можно будет услышать в эфире радиоТрансмирового радио во вторник в 22.15.

    На сайте радиостанции есть возможность найти эфирные волны или же прослушать программу через интернет.





    На фото: Владимир Егоров, Дмитрий Оргин, Евгений Васильев.


основной ресурс центра

http://spb-religio.livejournal.com/

увеличить

2

Книгу "Бхагавад-гита как она есть" хотят признать экстремистской за обзывание неверующих демонами

   

    Прокуратурой Томска проведена проверка соблюдения действующего законодательства в отношении местной религиозной организации "Томское общество сознания Кришны". В документе прокуратуры она названа "Томское общественное сознание Кришны".
    Организация занимается проповедованием вайшнавского учения, изложенного в книгах А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады. Основной книгой является известная "Бхагавад-гита как она есть".

    Согласно материалам прокуратуры, специалисты Томского государственного университета провели экспертизу текста книги в октябре 2010 года и нашли в нем признаки разжигания религиозной ненависти, унижения достоинства человека по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии.

    В частности, автор книги использует по отношению к тем, кто не является последователями учения о Кришне, унизительные определения, утверждается в документе прокуратуры. Оскорбления выражены такими словами, как "глупец", "невежда", "недалекий", "демон", "свинья" и т.п.

    В результате прокуратура подала заявление в Ленинский районный суд Томска с требованием признать книгу "Бхагавад-гита как она есть" экстремистской. Заседание суда назначено на 12 августа 2011 года.

    Следует отметить, что материалы прокуратуры размещены на сайте руководителя миссионерского отдела Томской епархии Русской православной церкви Максима Степаненко с таким комментарием: "Итак, справедливость восторжествовала, государство, наконец-то, обратило внимание на расистские и человеконенавистнические комментарии к древней индийской книге "Бхагават-Гита" основателя секты "Общество сознания Кришны" индуса Абхай Чаран Де (1896-1977)" (k-istine.ru/sects/mosk/mosk_bhagavat-gita_tomsk.htm).

    Максим Степаненко известен своей деятельностью в связи с попыткой кришнаитов построить себе дома в деревне под Томском. Православный миссионер, по информации кришнаитов, распространял листовки, в которых обвинял членов "Томского общества сознания Кришны" в различных преступлениях. Параллельно шел судебный процесс, в результате которого строительство было признано незаконным, а уже построенные капитальные дома - снесены.

    Книга "Бхагавад-гита как она есть" является переводом индуистского священного писания "Бхагавад-гиты" (памятника древнеиндийской литературы) с комментариями в духе традиции гаудия-вайшнавизма и бхакти-йоги. А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада - основатель вайшнавской религиозной организации "Международное общество сознания Кришны" - сделал этот перевод (на английский язык) в 1960-х годах. Первое издание "Бхагавад-гиты как она есть" на русском языке вышло в 1984 году в Индии.

    http://globalsib.com/11416/

3

Выставка-ярмарка "Медовый спас".

   С 10 по 14 августа 2011 г. гостеприимно распахнул свои двери выставочный центр Северо-Запада России (пл. Победы, 2) для проведения ярмарки "Медовый спас ". Данная выставка-продажа проходила под патронажем РПЦ МП и проводилась по благословению митрополита Санкт-Петербургского  и Ладожского Владимира.

   Как явствует из названия ярмарки основным представленным товаром был мёд, привезенный из разных уголков России.  Многочисленные и разнообразные сорта меда можно было попробовать, оценить вкусовые и лечебные характеристики. Средняя цена литра продукции колебалась в районе 800 - 1000 руб., для любителей были элитные сорта, стоимостью более 2000 руб., были и варианты "эконом-класса". Широко была представлена продукция на основе меда: сбитни, квасы, хмельной мед, мази, бальзамы.
Кроме меда места на ярмарке заняли продавцы товаров широкого потребления: православные книжные лавки, одежда, церковная утварь.

   Отрадно было присутствие представителей монастырей, подворьев, скитов и церквей, которые кроме товаров предлагали душепопечительские беседы, принимали пожертвования на восстановления храмов, брали записки о молении за живых и усопших.
В полдень 14 августа священнослужители совершили непосредственное освящение продукции ярмарки.

   Традиция Медового Спаса имеет древние корни, так в народе прозвали день, объединяющий сразу три больших церковных праздника - Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы, Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня, а также Крещения Руси. Торжество 14 августа в честь Спаса и Богородицы установлено в память о том, как в этот день в 1164 году святой князь Андрей Боголюбский, выставив перед своим войском крест и Владимирскую икону Богородицы, разбил противника - волжских булгар.

   В наши дни, по церковным канонам, 14 августа во время богослужения совершается вынос креста на середину храма для поклонения, а после литургии - крестный ход на воду. Вместе с водой освящается мед. Отсюда и происходит название первого из серии праздников, именуемых в народе "спасами", - "Мокрый" или "Медовый".

   Отметим, что во все дни ярмарки был отмечен большой поток посетителей, что порой приводило к толчее между торговыми рядами. Подобного рода толчея, вызванная узкими проходами между рядами и тесно сгруппированными лавками, отмечаются практически на каждой ярмарке. Россия - страна с самой большой площадью в мире. Почему же не предусматривается наиболее удобный вариант для посетителей? Ведь в случае возникновения нештатной ситуации (пожар, необходимость эвакуации) возникнет суета, толчея, могут серьезно пострадать люди. Да и карманникам легче действовать в плотной толпе, где друг друга толкают. Посему важно рассмотреть вопрос об увеличении торговых площадей для православных выставок.

   В целом же хочется отметить удачно проведенную ярмарку, поблагодарить организаторов и участников, пожелать проводить подобные выставки чаще, привлекая все больше и больше участников!!!

Дмитрий П. Макаров
С-Пб ЦРУ

4

Санкт-Петербургский центр религиоведческих исследований
http://spb-religio.livejournal.com/

Продолжается дело в отношении книги "Бхагават-гита как она есть" о признании ее экстремистской

        19 августа, 15:10

    В Томске продолжается дело в отношении книги "Бхагават-гита как она есть" и попыткой признать ее экстремистской и включить в список запрещенных на территории РФ.

    На суд были приглашены члены экспертной комиссии, которые давали свою оценку этой книге.
    Вот информация с сайта
    http://globalsib.com/11485/

    ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    В Томске 18 августа 2011 года состоялось второе заседание суда по
    заявлению прокуратуры города с требованием признать книгу "Бхагавад-гита
    как она есть" экстремистской.

    На территории России эта книга
    распространяется более 20 лет. Речь идет о переводе памятника
    древнеиндийской религиозной литературы с комментариями в духе традиции
    гаудия-вайшнавизма и бхакти-йоги.

    Как сообщалось ранее,
    судебный процесс инициирован по итогам проверки УФСБ по Томской
    области. Экспертное заключение было сделано профессорами Томского
    государственного университета Аванесовым С.С. (деканом философского
    факультета ТГУ), Свистуновым В.Н. и Наумовым В.Г. с выводом о содержании
    в книге признаков разжигания религиозной ненависти, унижения
    достоинства человека по признакам пола, расы, национальности, языка,
    происхождения, отношения к религии.

    В частности, автор книги
    использует по отношению к тем, кто не является последователями учения о
    Кришне, унизительные определения, утверждается в документе прокуратуры.
    Оскорбления выражены такими словами, как "глупец", "невежда",
    "недалекий", "демон", "свинья" и т.п. Автор якобы унижает неверующих с
    помощью таких слов, как "лишены", "обречены", "не способны оценить" в
    соответствующих контекстах. Утверждение автора о том, что о женщинах
    следует заботиться, как о детях, эксперты сочли "унижением по половому
    признаку". Об этом стало известно из материалов прокуратуры и после
    первого заседания суда, которое состоялось 12 августа и на котором
    признать книгу экстремистской не удалось.

    На второе заседание
    были приглашены авторы экспертного заключения. Защитой книги занимались
    представители "Томского общества сознания Кришны", которые занимаются
    распространением этого текста. Вот как описал в своем блоге второе
    заседание один из томских кришнаитов:

    "Аванесов С.С., доктор
    философских наук, декан философского факультета Томского
    государственного университета, пояснил, что за проведением экспертного
    заключения к нему в 2010 году обратились сотрудники ФСБ. Отвечая на
    вопросы, он разъяснил, что не проводил непосредственно самого
    исследования, его участие состояло в выполнении организаторских функций и
    редактировании конечного заключения. Сам анализ проводили двое других
    экспертов – Свистунов В.Н. и Наумов В.Г. – проводивших соответственно
    философский и лингвистический анализы. Философский анализ был
    перепоручен Свистунову, поскольку у Аванесова, по его собственным
    словам, не хватало квалификации для проведения экспертизы, ввиду
    отсутствия исследований в области индологии (ответчик подчеркнул этот
    момент, что в экспертный совет входят лица, не обладающие необходимой
    квалификацией).

    На вопрос судьи есть ли в комментариях
    возбуждение розни, Аванесов ответил, что напрямую он ее не видит. А на
    вопрос о наличии в комментариях указаний на исключительность
    последователей этого учения по отношению к другим, экспертом было
    отмечено, что такая исключительность существует в текстах любой
    традиции. Однако, по словам Аванесова, здесь в некоторых местах это
    подчеркивается очень жестко – с использованием слов "свиньи" и др. На
    что судья возразила, что в любой традиции используются такие выражения,
    как например, из Библии: "не мечите бисер перед свиньями". Эксперт
    отметил, что он на такие слова бы, как человек терпимый, не оскорбился
    бы, но вот кто-то другой бы мог, следовательно, в такой ситуации нужно
    обратиться непосредственно к носителям традиции за разъяснениями. В
    целом на вопросы о наличии оскорбительных слов и выражений Аванесов
    отметил: "Однозначного ответа на эти вопросы нет".

    Далее и

    судья, и представители ответчика указали Аванесову на приводимые в
    экспертном заключении различные цитаты, как вырванные из контекста, так и
    вообще отсутствующие и в комментариях, и в оригинальных текстах
    Бхагавад-гиты.

    Затем в зал суда был приглашен Свистунов В.Н.,
    кандидат философских наук, доцент кафедры истории философии и логики
    философского факультета ТГУ, непосредственно проводивший философский
    анализ книги и ее учения. Им было сказано, что деканом факультета
    (Аванесовым) было сделано предложение провести философское исследование
    (здесь можно подчеркнуть, что речь даже не шла об экспертизе). На вопрос
    о наличии приказа по ТГУ о названии экспертной комиссии, эксперт
    ответил отрицательно. При постановке перед ним задачи, он не был
    ограничен в выборе необходимой литературы для анализа (этим объясняется,
    почему в экспертизе анализируется не только комментарии из третьего
    издание "Бхагавад-гиты как она есть", но и из второго издания,
    отличающегося переводом, а также иных книг – "Шримад Бхагаватам", "Наука
    самосознания" - хотя на основании экспертизы делается вывод о
    необходимости признать экстремистским материалом именно третье издание
    "Бхагавад-гиты как она есть"). Эксперт отметил, что с книгой
    "Бхагавад-гита как она есть" он знаком с 1980-х годов, но не читал, хотя
    и листал; прочитал только сейчас.

    Саму поставленную задачу
    провести философский анализ эксперт воспринял творчески. По его словам,
    сам исследуемый текст побуждает к тому, чтобы вступить в полемику, найти
    еще какую-то дополнительную информацию. Экспертом были исследованы
    сайты, содержащие критику учения кришнаитов и их вероучительных книг
    (так называемые "антисектантские сайты"). На вопрос о том, исследовал ли
    эксперт противоположную точку зрения, был дан отрицательный ответ. И
    здесь опять эксперт подчеркнул, что эта полемика – это его субъективное
    мнение. Здесь возникает интересный момент: современные научные работы
    пишутся по материалам из сети интернет и без указания конкретных ссылок
    на допустимые научные источники.

    На вопрос о наличии оскорблений
    и унижений в комментариях эксперт ответил, что их нет. Как и Аванесов,
    Свистунов сказал, что имеются указания на исключительность этого пути,
    но аналогичные выводу о собственной исключительности существуют в любой
    религии. На вопрос о взглядах доктрины кришнаитов на христианство,
    эксперт отметил, что они ни в коем случае не враждебные, скорее
    нейтральные.

    Далее судьей и представителями ответчика было
    указано на значительный ряд несоответствия приводимых в экспертизе цитат
    рассматриваемому 3-ему изданию "Бхагавад-гиты как она есть".

    Как
    было отмечено на прошлом судебном заседании автором экспертизы были
    использованы материалы в православных апологетических
    ("антисектантских") сайтов. На данном судебном заседании распечатки с
    данных сайтов были включены в дело.

    После опроса эксперта
    представителем ответчика было сделано устное заявление суду о
    необходимости признания экспертизы незаконной и привлечении трех
    специалистов, выполнявших экспертное заключение, к ответственности в
    связи с нарушением порядка проведения экспертиз".

    Поскольку третий эксперт на заседание суда не явился, продолжение рассмотрения дела было назначено на 29 и 30 августа 2011 года.

    Еще
    на первом заседании кришнаиты  представили судье справку из Томского
    государственного университета о том, что вуз не уполномочивал
    вышеназванных сотрудников на проведение экспертизы. Между тем, в
    материалах прокуратуры речь идет о комплексной комиссионной экспертизе
    ТГУ.

    Также блогер-кришнаит сообщил, что на одном из томских
    телеканалов - ГТРК - вечером 18 августа был показан сюжет, из которого
    следует, что книга "Бхагавад-гита как она есть" была признана
    экстремистским материалом. Однако это не соответствует действительности.
    При этом на сайте телекомпании присутствует новость и ролик с
    заголовком "Книга "Бхагават-Гита. Как она есть" осуждена за экстремизм" (скриншот).

5

в продолжение темы

В Томске состоялись очередные судебные заседания по заявлению
прокуратуры города с требованием признать книгу "Бхагавад-гита как она
есть" экстремистской.

ссылка на статью здесь

6

Санкт-Петербургские научные школы всегда отличались своим
особым исследовательским стилем, своей методологией. Об особенностях
петербургской религиоведческой школы и состоянии этой науки в стране в
беседе с корреспондентом «НГР» Лидией ОРЛОВОЙ рассказала заведующая
кафедрой философии религии и религиоведения
Санкт-Петербургского
государственного университета профессор Марианна ШАХНОВИЧ.

ссылка здесь

7

Обзор судебного процесса

14 сентября 2011 года. Репортаж из зала суда

ГОРНО-АЛТАЙСК. 14 сентября 2011 года в судебном процессе по делу верующего Александра Калистратова сторона защиты проанализировала имеющиеся в деле письменные материалы. Были сделаны некоторые любопытные открытия.

Первый документ связан с А. К., главным свидетелем обвинения, которому Калистратов якобы дал ему две брошюры «Что от нас требует Бог?». 25 апреля 2010 года следствием был направлен запрос на получение справки о его психическом состоянии. Хотя к участию в деле было привлечено более 100 свидетелей, такой запрос был сделан только в отношении А.К. Почему запрос был сделан только в отношении этого свидетеля? Те, кто помнят его неадекватное поведение во время судебного заседания, понимают почему. Адвокаты поставили вопрос: сможет ли суд положить в основу обвинения Калистратова показания такого свидетеля? Примечательно, что вначале свидетель А. К. сообщал, что не помнит, кто и когда дал ему эти две одинаковые брошюры, но позже несколько раз менял свои показания. Дополнительное доказательство в пользу этого было обнаружено в материалах дела: на следующий день после допроса свидетеля А. К., 19 июня 2010 года, следователь прекратил следствие в связи неустановлением лица, совершившего преступление.

Еще один любопытный имеющийся в деле документ — письмо Кемеровского государственного университета в адрес прокурора Республики Алтай, в котором сообщается об окончании производства экспертизы. После внимательного изучения этого документа напрашивается вывод об определенном сговоре между КемГУ и прокуратурой Горно-Алтайска. Во-первых, КемГУ направил копию заключения прокурору, который не является стороной по делу. Кроме того, в гражданском судопроизводстве предусмотрено, что судебные документы могут направляться исключительно суду. Во-вторых, прокурору был направлен акт выполненных работ, что указывает на наличие договора между КемГУ и прокуратурой. Дело выглядит заказным. Каждый из экспертов получил по 50 000 рублей. По закону заказать экспертизу может только суд, величина оплаты определяется судом и деньги переводятся на расчетный счет (по бухгалтерскому законодательству).

Присутствующие в зале суда имели возможность узнать, что один из 28 томов дела почти полностью посвящен переписке следователя Следственного комитета РФ Сайдутова с коллегами по всей России. Видимо, не имея достаточных доказательств вины Калистратова, он активно пытался добыть хоть какой-нибудь материал, компрометирующий Свидетелей Иеговы в других частях России. Все ответы были практически одинаковыми и свидетельствовали о том, что у правоохранительных органов не было претензий к Свидетелям Иеговы во всех уголках необъятной России. Однако один документ все же отличался. Это было письмо руководителя отдела криминалистики Следственного управления по Тверской области, который советовал следователю Сайдутову: «Полагаем, что есть основания обратиться за помощью по данному вопросу в… Высший религиозный православный орган по Республике Алтай». Неудивительно, что после таких советов прокуратура Республики Алтай в качестве обвинителей Калистратова пригласила в суд двух представителей православных церкви.

Адвокат Виктор Женков позднее прокомментировал данное обстоятельство так: «Вряд ли можно назвать законным со стороны государства „натравливание“ одной религии на другую и использование какой-либо церкви для борьбы с другой церковью». Здесь же в судебном заседании адвокат Женков процитировал слова Уполномоченного по правам человека в РФ Владимира Лукина: «Преследование Церкви, равно как преследование именем Церкви и от имени Церкви — болезни очень близкие. Я бы сказал, это разновидности одной и той же болезни. Ее имя — нетерпимость».

Был сделан обзор судебной практики Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ). Прежде чем огласить некоторые постановления, адвокат Женков обратил внимание суда на то, какое юридическое значение постановления ЕСПЧ имеют для данного уголовного дела: «Ратифицировав Европейскую конвенцию в 1998 году, правительство РФ, по сути, обещало своим гражданам, что их права, предусмотренные данным международным договором, будут соблюдаться».

Справка: Статьи 9 и 11 Европейской Конвенции о защите прав граждан и основных свобод гласят: «Свобода мысли, совести и религии. Каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как индивидуально, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в богослужении, обучении, отправлении религиозных и культовых обрядов. Свобода исповедовать свою религию или убеждения подлежит лишь тем ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, для охраны общественного порядка, здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц. […] Свобода собраний и объединений. Каждый имеет право на свободу мирных собраний и на свободу объединения с другими, включая право создавать профессиональные союзы и вступать в таковые для защиты своих интересов. Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Настоящая статья не препятствует введению законных ограничений на осуществление этих прав лицами, входящими в состав вооруженных сил, полиции или административных органов государства».

В течении двух с половиной часов защитники Женков и Кузнецов подробно исследовали постановления ЕСПЧ по делам «Свидетели Иеговы г. Москвы против РФ» (2010 г.), «Кузнецов и другие против России» (2006 г.), «Коккинакис против Греции», «Мануссакис и другие против Греции», «Бессарабская Митрополия и другие против Молдавии».

При обсуждении данных документов прозвучало интересное сравнение. Правительство Греции незаконно осудило гражданина Миноса Коккинакиса за то, что тот поделился информацией из Библии с другим человеком, придя к нему в гости. Калистратов тоже в течение 5 лет приходил в гости к своему знакомому и делился с ним информацией из Библии. А теперь за это его привлекают к уголовной ответственности. Однако между этими двумя случаями имеются существенные различия. Во-первых, от событий по делу Коккинакиса нас отделяет четверть века, а во-вторых, в Конституции Греции того времени категорически был запрещен прозелитизм. (Для справки Термин «прозелитизм» означает стремление распространять свою веру.) Конституция же России не только не содержит такого запрета, но напротив, гарантирует гражданам России свободу совести, мысли и вероисповедания, включая право распространять свои религиозные убеждения (ст. 28, 29 Конституции РФ).

Кроме того, адвокат Женков возвратился к словам прокурора, высказанным накануне: в ходе допроса одного из свидетелей прокурор Булат Яимов в качестве положительного примера привел тот факт, что Свидетели Иеговы запрещены в Китае. Адвокат обратил внимание суда, что правительство Китая не обещало своим гражданам соблюдение Европейской  Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» 1950 года, а Россия ратифицировала эту Конвенцию и обязана ее соблюдать. Согласно Конституции России (ст. 15), «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Верховный Суд разъяснил, что Конвенцию нужно понимать так, как складывается практика ЕСПЧ, чтобы никаким образом не нарушить Конвенцию.

Подводя итог дню судебного заседания, адвокат Виктор Женков заметил: «Если вынесенное судом решение нарушит права подсудимого Калистратова, то следующее дело в Европейский суд по правам человека будет называться „Александр Калистратов против России“».

В связи с окончанием рабочего времени, судебное заседание отложено до 15 сентября 2011 года 9:00.

http://www.jw-russia.org/legal/gorno-al … 0914_u.htm

8

Е.В. НЕЧИПОРОВА. ПРОБЛЕМЫ МИЛОСЕРДИЯ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В ТВОРЧЕСТВЕ ВЛАДИМИРА СОЛОВЬЕВА

доклад, сделанный на Международной научно-практической конференции "Религия как социальный феномен" – Москва, Узкое, 6 сентября 2011

Владимир Сергеевич Соловьев(1853-1900), оказавший влияние на религиозную философию Н.А. Бердяева, С.Н.Булгакова, П.А.Флоренского, внес большой вклад в осмысление моральной стороны социальной жизни, включая проблемы любви, справедливости и милосердия. Он критически пересмотрел широко распространенные в то время позитивистские, прагматические теории, поставив во главу своих исследований нравственные проблемы. При этом В.С. Соловьев отталкивался от христианского учения, призывая к его творческому осмыслению.

В.С. Соловьев полагал, что поскольку Бог абсолютно справедлив и добр, постольку истоки зла и несправедливости в мире следует искать в том, что противоположно Богу и его извечной премудрости - Софии. Таковой оказывается «мировая душа», которая творит несовершенную природу, несправедливое общество и злого человека. Именно зло, которое В.С. Соловьев понимает как желание человека опираться только на свои силы и стать свободным и независимым от воли Бога, порождает первородный грех и всеобщую греховность человечества. Как и православные богословы второй половины 19-начала 20 вв., В.С. Соловьев, считает, что источник зла и несправедливости, греховности - сам человек. Он выделяет три вида греха. Во-первых, это чувственные, земные желания человека, во-вторых, самомнение, ведущее к заблуждению, лжи и обману, и в-третьих - властолюбие, приводящее к насилию и убийству[i]. Исходя из присущего традиционному христианству в целом поиска причин земной несправедливости в отклонении от Божественного добра и справедливости, В.С. Соловьев исследует само понятие справедливости уже в рамках «земной жизни» человека и общества в целом.

В современном обществе, по мнению В.С. Соловьева, «справедливость требует, чтобы мы не делали другим, чего не желаем себе»[ii]. Талион, таким образом, заменяется «золотым правилом нравственности». Считая, что «...нравственное совершенство и даже серьезное стремление к нему по существу несовместимо с нарушением справедливости»[iii], он не связывает нравственность с проблемой социального неравенства в обществе. Зло, так же, как добро, несправедливость, как и справедливость, - удел не только бедных, но и богатых. «Справедливость вовсе не требует равенства материального богатства, ибо если существует неравенство личного достоинства и значения, то равенство богатства было бы при этом несправедливо, так как богатство есть необходимое средство для полной реализации личного достоинства и значения»[iv].

В отличии от либерально ориентированных православных богословов, например,  П.Я. Светлова, который писал, что «вопрос этот (т.е. вопрос об установлении справедливого общественного строя на земле. - Е.Н.) есть именно нравственный вопрос прежде всего, а не политико-экономический...»[v], B.C.Соловьев считает, что это проблема «не нравственности, а экономической политики».  В.С. Соловьев дает такое определение справедливости: «Справедливость, в нравственном смысле, есть некоторое самоограничение своих притязаний в пользу чужих прав; справедливость, таким образом, является некоторым пожертвованием, самоотрицанием... В таком случае, становясь на нравственную точку зрения, невозможно придавать никакого нравственного значения со стороны рабочего класса требованию равномерного распределения материального благосостояния, так как здесь справедливость - если есть тут справедливость - … требование ... своекорыстное и потому не может иметь нравственного значения»[vi].

Тем не менее, справедливость, по мнению В.С.Соловьева, достижима: как в рамках существующей общественной системы, так и в загробном мире (высший тип справедливости). Каковы же средства ее достижения? Если говорить о низшем, сточки зрения В.С. Соловьева, типе справедливости, то есть о социальной справедливости, то он признает безоговорочно только одно универсальное средство для ее достижения - благотворительность, включающую в себя всепрощение и милосердие. Верно отмечая, что «у нас есть не только отвлеченное умственное понятие о справедливости, ... но и живое нравственное чувство справедливости...»[vii], В.С.Соловьев анализирует саму природу и суть чувства милосердия. Он считает, что «справедливость требует, чтобы любя себя, я любил бы и других, как самого себя; ... следовательно, я должен любить и врагов своих...», «общество... должно прийти к царству милости и благотворения»[viii]. Это и будет справедливое общество, построенное на принципах новозаветной этики. По мнению В.С. Соловьева, практическая реализация социальной справедливости возможна только в христианском государстве, посредством милосердия, всепрощения и благотворительности, и именно эта реализация оправдывает христианскую веру. Однако В.С. Соловьев не исключает возможности установления справедливых общественных отношений и в безрелигиозном обществе, но «если оно было атеистическим, то становясь справедливым, оно практически становится на почву христианской религии...»[ix].

Таким образом, по В.С.Соловьеву, даже низший тип справедливости, то есть тот, который возможно установить в рамках «здешнего» человеческого общества, понимается в прямой связи с христианством и ставится в зависимость от христианизации общества, от решения тех или иных социальных и политических вопросов по-христиански.

Помимо земной, «низшей» справедливости, по В.С.Соловьеву, существует еще и высшая справедливость, недостижимая в здешнем грешном и злом мире. Ее установление возможно только в Царстве Божьем, которое «должно быть достигнуто Божиими путями и эти пути открывает нам церковь»[x]. Каковы же пути достижения высшей справедливости? Во-первых, истинная вера в Бога; во-вторых, праведное отношение ко всем людям, включающая милосердие, любовь, всепрощение и благотворительную практику; в-третьих, целесообразная власть над материальной природой.

В своем этическом учении В.С. Соловьев идет от имманентного к трансцендентному, что особенно наглядно отразилось в его главной этической работе «Оправдание добра». Заметим, что термин «оправдание» в религиозной литературе используется в значении: обоснование, оправдание смысла существования. Таким образом, уже в названии книги дан основной ориентир на утверждение добра, добрых дел в общественном сознании, в повседневной жизни, что и является главным смыслом милосердия.

Как религиозный мыслитель и мистик В.С.Соловьев считал добро Божественным даром людям, а милосердие - богоугодным, богоосвященным делом. «Преграды рушатся, расплавлены оковы Божественным огнем»... так поэтически формулирует философ мысль о Божественной помощи человечеству в преодолении зла. Совершаемое добро, по мысли В.С. Соловьева, «становится носителем действительного нравственного порядка». Но почему? Ответ такой: «Добро обнимает собой все частности жизни, но само оно неделимо». И еще: «У добра существенный признак всеобщности»[xi]. Добро - основа единения общества, народов, наций, человечества. Такими же качествами В.С. Соловьев наделял и любовь. Этому высокому чувству посвящены не только многие страницы «Оправдания добра», но и пять отдельных статей того же периода (1890-е гг), объединенные общим названием «Смысл любви». Здесь говорится о Божественном даре, который связывает людей друг с другом, рождает доброе чувство взаимной заботы, создает семью, «а семья есть образующий элемент всякого общества» и условия здорового продолжения рода людского. Но семейные отношения - лишь частный случай более широкой проблемы организации общественных отношений по законам любви, милосердия, взаимопомощи.

Произведения В.С. Соловьева проникнуты светом любви и доброты к человечеству и тревогой за беспокойные судьбы мира. Этим светом особенно ярко озарена такая большая тема, которую плодотворно развивал философ - тема сближения наций, народов и преодоления национализма. Основу соборного объединения всех народов В.С. Соловьев видел в лучших традициях православия. Он не раз возвращался к идее о том, что «если есть у нас что-нибудь особенное и поистине святое в преданиях народной мысли, то это именно - смирение, жажда духовного равенства, идея соборности сознания»[xii].

Примирение - важнейший элемент милосердия, которое затрагивает все сферы человеческого общения (не только национальные). Об этом как раз и писал В.С. Соловьев, великолепно сформулировавший суть задачи: «Существует элементарный моральный закон, одинаково обязательный как для индивидов, так и для наций, и выраженный в словах Евангелия, повелевающий нам, прежде чем принести жертву к алтарю, примириться с братом, имеющим что-либо против нас»[xiii].

Теоретическому осмысливанию подверг философ и основополагающее следствие милосердия - деяния благотворительности. Он предлагает различать духовный и материальный виды благотворительности, соотносит их друг другом, дает оценку каждому. В книге «Оправдание добра» В.С. Соловьев разъясняет, что блага духовные, которые исключают возможность несправедливых средств для их приобретения (так как нельзя «украсть нравственные достоинства», или «награбить» справедливость или «оттягать человеколюбие»), - эти блага желательны безусловно; напротив, блага материальные, которые по природе допускают несправедливые средства, желательны при условии неупотребления таких средств, т.е. при условии подчинения материальных целей нравственным. Эти рассуждения философа как нельзя актуальны в современной России.

Автор: Елена Васильевна НЕЧИПОРОВА- кандидат философских наук, независимый исследователь религии (г. Москва, Россия)

[i] См.: Соловьев В.С. Духовные основы жизни //Собр. соч. СПб., [б/г]. Т. III. С. 295.

[ii] Соловьев В.С. Спор о справедливости //Собр. соч. СПб., [б/г]. Т. V. С. 478.

[iii] Соловьев В.С. Конец спора //Собр. соч. СПб., [б/г]. Т. V. С. 489.

[iv] Соловьев В.С. Критика отвлеченных начал //Собр. соч. СПб., [б/г]. Т. II. С. 183.

[v]Светлов П.Я. Идея Царства Божия в ее значении для христианского миросозерцания. Сергиев Посад, 1904. С. 164.

[vi] Соловьев В.С. Чтения о Богочеловечестве //Собр. соч. СПб., [б/г]. Т. III. С. 6.

[vii] Соловьев В.С. Духовные основы жизни //Собр. соч. СПб., [б/г]. Т. III. С. 309.

[viii] Соловьев В.С. Духовные основы жизни //Собр. соч. СПб., [б/г]. Т. III. С. 309, 310.

[ix] Соловьев В.С. Конец спора //Собр. соч. СПб., [б/г]. Т. V. С. 499.

[x] Соловьев В.С. Духовные основы жизни //Собр. соч. СПб., [б/г]. Т. III. С. 350.

[xi] Соловьев B.C. Собрание сочинений. СПб, [б/г]. Т. 8. С. 468-469, 470.

[xii] Соловьев B.C. Смысл любви. Избранные произведения. М., 1991. С. 125-182.

[xiii] Соловьев B.C. Смысл любви. Избранные произведения. М., 1991. С. 69.

http://religiopolis.org/documents/3256- … oveva.html


Вы здесь » Жизнь. Люди. Время. » Наука. » Санкт-Петербургский Центр Религиоведческих исследований