Язычество в Hоссии - новая религия или хорошо забытая старая?

http://uploads.ru/t/f/x/s/fxsah.jpg
http://uploads.ru/t/U/S/8/US8OB.jpg

Борьба с язычеством на территории России началась после
крещения Владимиром Руси и продолжалась вплоть до XIV
века, но язычество при всей своей анахроничности до сих
пор живо.

Одна из форм современного язычества – викка.

Возникшая в Великобритании в середине 1950-х сейчас викка представлена во многих странах мира. В России викка появилась в 1990-х. Я встретился с одним из последователей викки в
Петербурге – он представился как Гарсиа и отказался фотографироваться/

– Викка в США в 70-е приобрела популярность как протест феминизму, а что россиян может привлекать в викке?

– Викка не была протестом феминизму. Напротив, некоторые радикальные течения викки оказались первой «религией феминизма». А россиян в викке привлекает то же, что и людей по всему миру.
В нашей религии мир священен, божественное не отделено от него. Человек в викке не считается падшим существом. Телесное бытие, секс и магия считаются способами общения с богами. Это религия, говорящая миру «да», – весьма оптимистическая позиция, дефицитная в наше время.

– Ваши родители тоже были викканами?

– Нет. В моей семье религиозные искания начались где-то в конце 80-х. Тогда отец, вспомнив, что он еврей, стал учиться традиции отцов и активно
участвовать в общинной жизни. Моя мать, русская, никогда не была «практикующей» православной.
Ее религией была тогда (и, думаю, остается теперь) «вера в Бога», лишенная догматической определенности и периодически выражавшаяся в ритуальных действиях – периодические походы в церковь, вербы в вербное воскресенье, святая вода, пасхальная кухня и т.п. Нашу общую веру можно было бы определить как стихийный библейский монотеизм, где Иисус Христос присутствовал самое большее как кроткий учитель праведности, а главное место занимал Бог Авраама, судящий человека по делам его.

– С чего же вы вдруг заинтересовались язычеством?

– Интерес к магии – именно магии – пробудился у меня где-то в старшей школе; меня привлекала как языческая (скандинавская), так и «монотеистическая» западная магическая традиция. Собственно о
викке я узнал из книги Скотта Каннингема «Учебник колдовства». Поначалу викка, по сравнению с «Каббалой», как ее трактовали авторы Золотой Зари, показалась мне довольно наивной и примитивной.
Тем не менее, что-то толкало меня именно в этом направлении – и я самопосвятился Богу и Богине викки.

– Что это значит – самопосвятился?

– В викке верховное божество рассматривается как Чета – Богиня и Бог, которые совместно порождают все сущее. Самопосвящение – ритуал, который обозначает твое решение вступить во взаимоотношения с Богиней и Богом.

– И как это происходит?

– Как и почти все викканские ритуалы, он проходит в освященном магическом круге, куда призываются духи четырех стихий, Богиня и Бог. В их присутствии ты заявляешь о желании «следовать
путем викка».

– Викка противопоставляет себя традиционным религиям?

– Для меня викка – новая религия, основанная на старом опыте – на опыте переживания божественного в мире. Серьезного разрыва с иудеохристианской традицией в мировоззренческом плане у меня
не произошло. Тем не менее, я все-таки считаю себя «язычником» в категориях доминирующего в нашей культуре религиозного языка. Сейчас я являюсь членом одного «учебного» ковена.
Викка в России – очень молодая религия. Она еще не обладает интеллектуальной основательностью, наши прозрения и наш опыт еще в значительной степени не проговорены, а потому часто и непонятны другим людям. То же верно применительно к нашей совместной деятельности – мы еще не умеем как следует говорить друг с другом о самом сокровенном – о наших отношениях с Богиней и Богом, – а потому мы очень смутно понимаем, какие цели у нашего сообщества. У нас есть богатый опыт наших западных единоверцев, наших учителей – но чужой
опыт не может заменить своего. Мы пока еще только в начале пути.

– А какова конечная цель религии викка? Большинство религий устремлены на неземное. В христианстве – это воскрешение и рай как место пребывания с Богом. В буддизме – прерывание цепи
рождений и нирвана.

– В викке «конечная цель», как правило, определяется самими викканами в зависимости от их личных мистических или философских прозрений.
Например, поскольку большинство викканских традиций принимают учение о реинкарнации и карме, некоторые виккане говорят о перспективе окончания цепи перерождений и воссоединении с богами, которое станет возможным, когда человек отдаст свои кармические долги и выучит все кармические уроки, предназначенные для него на земле.
Многие неоязычники (не только виккане) верят в «апофеоз», посмертное становление богом (богиней) наиболее выдающихся людей. Однако мне неизвестен ни один случай культового поклонения покойным викканским лидерам (а тем более – живым).
Поскольку викка делает акцент на присутствие божественного в мире и в природе, одной из «эсхатологических» перспектив считается построение на земле такого общества, в котором природное и социальное не будут противопоставлены друг другу, а человек, вместо попыток установления контроля над окружающей средой, будет жить в состоянии баланса с
ней.

– В Петербурге последователям викки около 30?

– Скорее младше – от 14 до 30 лет. Большая часть виккан, которых я знаю, – люди, родившиеся в 80-е годы. Большая часть виккан – молодые женщины, проживающие в городах. Многие виккане имеют высшее
образование или, по крайней мере, склонность к самообразованию: в России о викке чаще узнают из литературы, а не из общения с людьми. Виккане встречаются среди студентов, частных предпринимателей, менеджеров, учителей, военных, художников.
Быть викканином – значит в первую очередь «делать», а не «веровать»: главное в викке не определенный набор убеждений, а ритуал. Многократно предпринимались попытки определить, где кончается викка
и начинается просто «оккультура» и нью-эйдж, синкретическая религиозность современного мегаполиса. Среди российских
виккан сейчас эта тема очень активно и болезненно обсуждается.

– Вы устраиваете какие-то публичные мероприятия?

– До публичных мероприятий дело пока не доходит. Группа «ВКонтакте «Виккане Северной столицы», впрочем, в последние два года проводила несколько встреч и совместных ритуалов, куда приглашались все
сочувствующие.
Виккане не очень афишируют свое существование, но и не очень скрываются. Почти в любой социальной сети можно выйти на викканскую группу; часто свои группы есть у ковенов. В России действует Международная языческая федерация (wwwpaganfederation.ru), которая стремится следить за всеми «конфессиями» язычества – в
том числе и за виккой. В сентябре вышел первый номер газеты «Викканский круг», пока в электронном варианте: это первый
совместный проект русскоязычных виккан подобного рода.

– Есть специфические черты викки в России?

– Во-первых, эклектизм. Викка пришла к нам в основном из Америки, через руководства в стиле «сделай сам». В этой литературе учеников побуждали экспериментировать и обогащать религию своим собственным
творчеством. Очень мало русскоязычных виккан, которые работали бы в русле «традиционной викки» (гарднерианская, александрийская традиции), с которой религия и начиналась.
Во-вторых, очень небольшое количество викканских групп (ковенов), преобладание одиночной практики. Те ковены, которые существуют в России, скорее функционируют не как эзотерические группы, а как
кружки единомышленников, служащие для обмена опытом и совместного развития.

– Викка может когда-нибудь стать сколько-то заметным явлением в духовной жизни России?

– Викка остается даже в англоязычных странах маргинальным явлением в религиозной жизни общества. Виккане не стремятся распространять свою веру. Большинство даже не собирается передавать религию детям, считая, что они должны сами выбирать свой путь.

– То есть никаких попыток объединиться у российских виккан нет?

– Сейчас виккане разных регионов России пытаются наладить друг с другом связь, установить традиции совместных сборов на праздники. В Москве для этого создается Союз виккан России – пока это небольшая
группа энтузиастов. Один из местных ковенов – ковен «Ивовая лощина» из Ижевска – даже подал заявку на регистрацию в качестве религиозной организации. Насущная задача виккан в настоящий момент – построение горизонтальных связей друг с другом. В последнее время в разных местах виккане и викканские ковены стали участвовать в работе экологических организаций – устраивать субботники по уборке лесопарков. Такие инициативы можно только приветствовать.

– Смогут ли ковены разных стран объединиться и стать международной религиозной организацией?

– Ковен – это маленькая группа, созданная для совместного проведения магической работы и религиозных ритуалов. Чаще всего ковены закрыты для посторонних: они предпочитают не афишировать свою деятельность и не раскрывать непосвященным свои секреты. С конца 1960-х годов в
США создавались различные неоязыческие церкви (churches), которые объединяли в том числе и виккан. Подобные организации стремились легитимировать викку в глазах общества как полноценную религию – и к
концу 1990-х это им в целом удалось. Единственной международной организацией, где значительную роль играют виккане, является возникшая в Великобритании Международная языческая федерация. Но
МЯФ не является ни религиозной, ни соб- ственно «викканской» организацией. Я думаю, международная викканская «церковь»
невозможна. И не нужна.

Викка (англ. Wicca) – неоязыческая
религия, основанная на почитании
природы. Стала популярна в 1954 году
благодаря Джеральду Гарднеру, англий-
скому государственному служащему
в отставке, который утверждал, что
религия, в которую он был посвящен, –
это древнее колдовство, которое сумело
сохранить себя в христианском мире.
По оценке сайта Adherents.com,
специализирующегося на оценке при-
верженцев мировых религий, в мире
около 800 тысяч виккан, в том числе 134
тысячи в США.

Пентакль – одно из «магических ору-
дий» виккан, задействуемых в ритуалах.
Пентаграмма символизирует единство
пяти элементов (огонь, вода, воздух,
земля, дух). В центре пентаграммы на
пентакле рисуется восьмиконечная
звезда, обозначающая восемь празд-
ников Колеса Года. Лучи пентаграммы
посвящены божествам ведовства:
три верхних луча – Богине в трех ее
аспектах Девы, Матери и Старухи, а два
нижних – Богу в аспектах бога жизни и
смерти.

Егоров Владимир Александрович,
Санкт-Петербургский центр религиоведческих исследований