Зашел сегодня в книжный магазин.
Заглянул на полку религии и философии.
Смотрю, лежит книга отца Сергия Булгакова -Философия имени-.
взял в руки , посмотрел, содержание заинтересовало.
Пришел джомой, сразу зашел в интернет.
Нашел вот что.
Мне это кажется интересным.
Имясла́вие, или имябо́жничество (в документах Святейшего Синода — имябо́жие), также называемое ономатодоксия, — догматическое движение в Русской православной церкви (РПЦ), утверждающее, что Имя Божие есть Сам Бог (автор этого выражения — о. Иоанн Кронштадтский). Термин появился в начале XX столетия. Как его сторонники, так и противники утверждают о наличии у него древних истоков (сторонники связывают его с Отцами Церкви, в то время как противники связывают его с древними ересиархами).
Возникновение
Схимонах Иларион — автор книги «На горах Кавказа», давшей начало имяславию.
История имяславия началась в 1907 с публикации книги схимонаха Илариона «На горах Кавказа». В этой книге старец Иларион поведал о своём духовном опыте с Иисусовой молитвой как доказательство того, что имя Божие есть сам Бог и может творить чудеса. Книга стала чрезвычайно популярной среди русских монахов на горе Афон в Греции. Многие из них утверждали, что согласно учению Платона имена вещей существовали до появления самих вещей и, таким образом, имя Бога должно было быть предсоздано до сотворения мира и не может быть ничем иным, как самим Богом. Кроме всего прочего, это могло бы означать, что знание секретного имени Бога позволяет творить чудеса. Это также требует чрезвычайной осторожности в использовании таких имён, как Иегова, Христос и т. д. Их противники, другие афонские монахи, сочли это учение пантеизмом, несовместимым с христианством. Они утверждали, что до творения Бог не нуждался в имени, следовательно его имя было сотворено и фактически оно — пустой звук, не имеющий сам по себе никаких мистических свойств. Сторонников имяславия стали называть имяславцами (то есть теми, кто славят имя Божие), а противников стали называть имяборцами (теми, кто борются с именем Божьим).
Основным сторонником учения об имяславии был иеросхимонах Андреевского скита Афонской Горы Антоний Булатович, который издал несколько книг по этой проблеме. Учение было также поддержано влиятельным при Дворе «старцем» Григорием Распутиным, также у него было сходство с учением о. Иоанна Кронштадтского .
Сущность имяславия
Центральное положение учения имяславцев заключается в том, что имя Божие неразрывно связано с самим Богом.
Отец Антоний Булатович основывал учение о Божестве Имени Божия прежде всего на том, что Имя Божие, по учению Святых Отцов, есть Его энергия или действие (по-славянски «действо»; «действие» — это перевод греч. слова «энергия»), а энергия Божия есть Сам Бог.
О. Антоний писал:
Ради чего создал Бог человека? — Ради того, чтобы осчастливить созданное существо приобщением ему Божества Своего. …чтобы соединить его с Собою союзом Божественной любви и сделать человека причастником Божественного Естества. …чтобы обожить его, обожение же человека заключается в том, что в человека вселяется Энергия Божества. Сущность Божества Божия неприобщима твари, но Деятельность — приобщима.
Таким образом, согласно имяславию Имя Божие есть Его энергия и Сам Он.
Сторонники имяславия настаивают, что логика православного богослова о. Антония Булатовича целиком соответствует учению Отцов Церкви, в частности о. Григория Паламы о нетварности Божественной энергии. Сторонники православия указывают, что в своих сочинениях Григорий Палама нигде не называет энергию Бога «Богом» (Феос), а учит называть её «Божеством» (Феотис) .
Первоначальная реакция Церковной Власти
Наиболее авторитетным противником нового учения в России стал архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий), который рассматривал имяславие как ересь и разновидность хлыстовщины. В 1912 решением Святейшего Cинода книга «На горах Кавказа» была запрещена в России. Она не переиздавалась до 1998.
В сентябре 1912 книга была осуждена в послании Патриарха Константинопольского Иоакима III (хотя в 1907 он эту книгу поддержал) настоятелю русского монастыря св. Пантелеимона, который, как и все монастыри Афона, находился в прямой канонической юрисдикции Патриарха: послание называло новое учение «бессмысленным и богохульным» и увещевало его сторонников «отстать от душевредного заблуждения и перестать спорить и толковать о вещах, которых не знают».
В январе 1913 о. Давид, который был сторонником имяславия, был избран игуменом Андреевского скита на Афоне. Он занял место игумена Иеронима, который был противником имяславия. Игумен Иероним не признал результаты выборов и пожаловался в российское посольство в Греции. Царское правительство настаивало на возвращении игумена.
В 1913 учение было рассмотрено комиссией преподавателей Богословской школы Вселенского Патриархата на о-ве Халки во главе с митрополитом Селевкии Германом. Комиссия признала учение неправославным; Константинопольский Синод осудил его как хульное и еретическое, а новый Патриарх Герман V отправил на Афон соответствующую грамоту от 5 апреля 1913, которая объявляла учение имяславия пантеизмом.
В мае 1913 cостоялось экстренное заседание Святейшего Синода Российской Церкви под председательством священномученника митрополита Владимира (Богоявленского). Было заслушано три независимо подготовленных доклада: архиепископа Никона (Рождественского), архиепископа Антония (Храповицкого) и С.В. Троицкого. Все доклады признавали учение «имябожников» неправославным. По итогам заседания единогласно было принято синодальное постановление, осуждающее учение «имябожников»; было издано соответсвующее Послание[3], составленное архиепископом Сергием (Страгородским).
В августе 1913, уже после высылки «имябожников» с Афона Синод издал новое постановление, еще более строгое, против сторонников нового учения и принял «Формулу обращения для возвращающихся к учению православной Церкви имябожников». По монастырям России была разослана бумага с осуждением «имябожия» с предложением подписать ее (известен, например, такой документ, подписанный всеми старцами Оптиной Пустыни, находившимися на тот момент в обители). Согласно сообщениям в журнале Русский инок, в июле 1913 Постановление было активно поддержано на Валааме.
На Афоне имяславие распространилось только среди русских монахов и не затронул монахов из других стран. Поскольку устав Святой Горы строго запрещает еретикам нахождение на ней, то кинот Афона мог «под видом еретиков… очистить и вообще Святую Гору от русских» .
Штурм монастыря
А. К. Булатович, став иеросхимонахом, возглавлял имяславцев на АфонеВ соответствии с предписанием Св. Синода, 4 июня (в ряде источников — 5 июня) 1913 канонерская лодка «Донец» доставила архиепископа Вологодского Никона Рождественского и профессора Троицкого на гору Афон с целью «усмирения монашеского бунта» (11 июня к ним на помощь подошёл пароход «Царь» с 5 офицерами и 118 солдатами). Перепись, проведённая архиепископом, показала, что среди 1700 российских монахов 661 записали себя имяборцами, 517 — имяславцами, 360 уклонились от переписи, а остальные записались нейтральными. В течение июня архиепископ Никон вёл переговоры с имяславцами и пытался заставить их поменять свои убеждения добровольно, но потерпел неудачу. 3 июля прибыл пароход «Херсон», направленный с целью выдворения монахов с Афона, и солдатам 6-й роты 50-го Белостокского полка российским консулом было дано приказание «взять мятежников приступом, но без кровопролития». Солдаты взяли штурмом монастырь святого Пантелеймона, в котором забаррикадировались имяславцы. Хотя монахи не были вооружены и активно не сопротивлялись, войска проявили значительную жестокость.
Монахов поливали водой из брандспойтов, солдатам было приказано избивать монахов штыками и прикладами винтовок. Предположительно, четыре монаха были убиты, и по, крайней мере, сорок восемь были ранены. После штурма Пантелеймонова монастыря монахи из Андреевского скита сдались добровольно.
Современный вид русского Пантелеимонова монастыря на АфонеПароход «Херсон» доставил 621 монаха с Афона в Россию и 13 июля бросил якорь в Одессе. Сорок монахов, признанных неспособными пережить транспортировку, были оставлены в больнице на горе Афон. 17 июля пароход «Чихачев» доставил ещё 212 монахов с горы Афон[6]. Часть монахов добровольно покинули монастырь, некоторые уехали на Камчатку к миссионеру о. Нестору Анисимову. Оставшаяся часть монахов подписала бумаги, что они отвергают имяславие.
После допроса в Одессе, 8 задержанных монахов были возвращены на Афон, 40 отправлены в тюрьму, а остальные были лишены духовного сана и сосланы в различные области Российской Империи в соответствии с их пропиской. Основного руководителя имяславцев на Афоне, Антония Булатовича, сослали в его родовое имение в село Луцыковка Лебединского уезда Харьковской губернии.
Книгу «На горах Кавказа» приказали по всем монастырям изымать и уничтожать.