Церковь Иисуса Христа святых последних дней

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Церковь Иисуса Христа святых последних дней » История. » Штурм Афонского монастыря


Штурм Афонского монастыря

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Зашел сегодня в книжный магазин.
Заглянул на полку религии и философии.
Смотрю, лежит книга отца Сергия Булгакова -Философия имени-.
взял в руки , посмотрел, содержание заинтересовало.
Пришел джомой, сразу зашел в интернет.
Нашел вот что.
Мне это кажется интересным.

Имясла́вие, или имябо́жничество (в документах Святейшего Синода — имябо́жие), также называемое ономатодоксия, — догматическое движение в Русской православной церкви (РПЦ), утверждающее, что Имя Божие есть Сам Бог (автор этого выражения — о. Иоанн Кронштадтский). Термин появился в начале XX столетия. Как его сторонники, так и противники утверждают о наличии у него древних истоков (сторонники связывают его с Отцами Церкви, в то время как противники связывают его с древними ересиархами).

Возникновение

Схимонах Иларион — автор книги «На горах Кавказа», давшей начало имяславию.
История имяславия началась в 1907 с публикации книги схимонаха Илариона «На горах Кавказа». В этой книге старец Иларион поведал о своём духовном опыте с Иисусовой молитвой как доказательство того, что имя Божие есть сам Бог и может творить чудеса. Книга стала чрезвычайно популярной среди русских монахов на горе Афон в Греции. Многие из них утверждали, что согласно учению Платона имена вещей существовали до появления самих вещей и, таким образом, имя Бога должно было быть предсоздано до сотворения мира и не может быть ничем иным, как самим Богом. Кроме всего прочего, это могло бы означать, что знание секретного имени Бога позволяет творить чудеса. Это также требует чрезвычайной осторожности в использовании таких имён, как Иегова, Христос и т. д. Их противники, другие афонские монахи, сочли это учение пантеизмом, несовместимым с христианством. Они утверждали, что до творения Бог не нуждался в имени, следовательно его имя было сотворено и фактически оно — пустой звук, не имеющий сам по себе никаких мистических свойств. Сторонников имяславия стали называть имяславцами (то есть теми, кто славят имя Божие), а противников стали называть имяборцами (теми, кто борются с именем Божьим).

Основным сторонником учения об имяславии был иеросхимонах Андреевского скита Афонской Горы Антоний Булатович, который издал несколько книг по этой проблеме. Учение было также поддержано влиятельным при Дворе «старцем» Григорием Распутиным, также у него было сходство с учением о. Иоанна Кронштадтского .

Сущность имяславия
Центральное положение учения имяславцев заключается в том, что имя Божие неразрывно связано с самим Богом.

Отец Антоний Булатович основывал учение о Божестве Имени Божия прежде всего на том, что Имя Божие, по учению Святых Отцов, есть Его энергия или действие (по-славянски «действо»; «действие» — это перевод греч. слова «энергия»), а энергия Божия есть Сам Бог.

О. Антоний писал:

Ради чего создал Бог человека? — Ради того, чтобы осчастливить созданное существо приобщением ему Божества Своего. …чтобы соединить его с Собою союзом Божественной любви и сделать человека причастником Божественного Естества. …чтобы обожить его, обожение же человека заключается в том, что в человека вселяется Энергия Божества. Сущность Божества Божия неприобщима твари, но Деятельность — приобщима. 

Таким образом, согласно имяславию Имя Божие есть Его энергия и Сам Он.

Сторонники имяславия настаивают, что логика православного богослова о. Антония Булатовича целиком соответствует учению Отцов Церкви, в частности о. Григория Паламы о нетварности Божественной энергии. Сторонники православия указывают, что в своих сочинениях Григорий Палама нигде не называет энергию Бога «Богом» (Феос), а учит называть её «Божеством» (Феотис) .

Первоначальная реакция Церковной Власти
Наиболее авторитетным противником нового учения в России стал архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий), который рассматривал имяславие как ересь и разновидность хлыстовщины. В 1912 решением Святейшего Cинода книга «На горах Кавказа» была запрещена в России. Она не переиздавалась до 1998.

В сентябре 1912 книга была осуждена в послании Патриарха Константинопольского Иоакима III (хотя в 1907 он эту книгу поддержал) настоятелю русского монастыря св. Пантелеимона, который, как и все монастыри Афона, находился в прямой канонической юрисдикции Патриарха: послание называло новое учение «бессмысленным и богохульным» и увещевало его сторонников «отстать от душевредного заблуждения и перестать спорить и толковать о вещах, которых не знают».

В январе 1913 о. Давид, который был сторонником имяславия, был избран игуменом Андреевского скита на Афоне. Он занял место игумена Иеронима, который был противником имяславия. Игумен Иероним не признал результаты выборов и пожаловался в российское посольство в Греции. Царское правительство настаивало на возвращении игумена.

В 1913 учение было рассмотрено комиссией преподавателей Богословской школы Вселенского Патриархата на о-ве Халки во главе с митрополитом Селевкии Германом. Комиссия признала учение неправославным; Константинопольский Синод осудил его как хульное и еретическое, а новый Патриарх Герман V отправил на Афон соответствующую грамоту от 5 апреля 1913, которая объявляла учение имяславия пантеизмом.

В мае 1913 cостоялось экстренное заседание Святейшего Синода Российской Церкви под председательством священномученника митрополита Владимира (Богоявленского). Было заслушано три независимо подготовленных доклада: архиепископа Никона (Рождественского), архиепископа Антония (Храповицкого) и С.В. Троицкого. Все доклады признавали учение «имябожников» неправославным. По итогам заседания единогласно было принято синодальное постановление, осуждающее учение «имябожников»; было издано соответсвующее Послание[3], составленное архиепископом Сергием (Страгородским).

В августе 1913, уже после высылки «имябожников» с Афона Синод издал новое постановление, еще более строгое, против сторонников нового учения и принял «Формулу обращения для возвращающихся к учению православной Церкви имябожников». По монастырям России была разослана бумага с осуждением «имябожия» с предложением подписать ее (известен, например, такой документ, подписанный всеми старцами Оптиной Пустыни, находившимися на тот момент в обители). Согласно сообщениям в журнале Русский инок, в июле 1913 Постановление было активно поддержано на Валааме.

На Афоне имяславие распространилось только среди русских монахов и не затронул монахов из других стран. Поскольку устав Святой Горы строго запрещает еретикам нахождение на ней, то кинот Афона мог «под видом еретиков… очистить и вообще Святую Гору от русских» .

Штурм монастыря

А. К. Булатович, став иеросхимонахом, возглавлял имяславцев на АфонеВ соответствии с предписанием Св. Синода, 4 июня (в ряде источников — 5 июня) 1913 канонерская лодка «Донец» доставила архиепископа Вологодского Никона Рождественского и профессора Троицкого на гору Афон с целью «усмирения монашеского бунта» (11 июня к ним на помощь подошёл пароход «Царь» с 5 офицерами и 118 солдатами). Перепись, проведённая архиепископом, показала, что среди 1700 российских монахов 661 записали себя имяборцами, 517 — имяславцами, 360 уклонились от переписи, а остальные записались нейтральными. В течение июня архиепископ Никон вёл переговоры с имяславцами и пытался заставить их поменять свои убеждения добровольно, но потерпел неудачу. 3 июля прибыл пароход «Херсон», направленный с целью выдворения монахов с Афона, и солдатам 6-й роты 50-го Белостокского полка российским консулом было дано приказание «взять мятежников приступом, но без кровопролития». Солдаты взяли штурмом монастырь святого Пантелеймона, в котором забаррикадировались имяславцы. Хотя монахи не были вооружены и активно не сопротивлялись, войска проявили значительную жестокость.

Монахов поливали водой из брандспойтов, солдатам было приказано избивать монахов штыками и прикладами винтовок. Предположительно, четыре монаха были убиты, и по, крайней мере, сорок восемь были ранены. После штурма Пантелеймонова монастыря монахи из Андреевского скита сдались добровольно.

Современный вид русского Пантелеимонова монастыря на АфонеПароход «Херсон» доставил 621 монаха с Афона в Россию и 13 июля бросил якорь в Одессе. Сорок монахов, признанных неспособными пережить транспортировку, были оставлены в больнице на горе Афон. 17 июля пароход «Чихачев» доставил ещё 212 монахов с горы Афон[6]. Часть монахов добровольно покинули монастырь, некоторые уехали на Камчатку к миссионеру о. Нестору Анисимову. Оставшаяся часть монахов подписала бумаги, что они отвергают имяславие.

После допроса в Одессе, 8 задержанных монахов были возвращены на Афон, 40 отправлены в тюрьму, а остальные были лишены духовного сана и сосланы в различные области Российской Империи в соответствии с их пропиской. Основного руководителя имяславцев на Афоне, Антония Булатовича, сослали в его родовое имение в село Луцыковка Лебединского уезда Харьковской губернии.

Книгу «На горах Кавказа» приказали по всем монастырям изымать и уничтожать.

2

Официальная оценка по выдворении с Афона
В феврале 1914 некоторые имяславцы были приняты Николаем II. Добрый приём был воспринят ими как знак изменяющейся судьбы.

7 мая 1914 под председательством митрополита Московского Макарий (Невский) Московская Синодальная Контора произвела суд над руководителями имяславия, о котором имеются противоречивые свидетельства. 10 мая это решение было частично признано Святейшим Синодом, который позволил имяславцам занимать посты в православной церкви без формального покаяния, но определил, что само учение нужно всё ещё считать ересью. Митрополит Макарий, получив в августе 1914 официальную телеграмму Обер-Прокурора В.К. Саблера, в которой ему предоставлялось допустить к священнослужению тех из оправданных иноков, которых он найдет достойными, снял канонические прещения немедленно с около 20 лиц и донёс о сем телеграммой Обер-Прокурору, а потом разрешил и других.

Михаил Нестеров Философы (Флоренский и Булгаков) 191727 августа 1914 глава движения о. Антоний Булатович попросил послать его как военного священника в действующую армию, и его просьба была одобрена Святейшим синодом. 1 июля 1915 Святейший Cинод получил письмо от основателя учения, схимонаха Илариона, с вопросом, был ли он отлучён от Церкви (Иларион жил как отшельник на Кавказе и, возможно, не осознавал степень волнений, вызванных его книгой). Иларион умер 2 июня 1916, так и не получив ответа.

После падения монархии
Открывшийся в августе 1917 Всероссийский Поместный Собор имел целью, в частности, решить проблему имяславия; на нём присутствовали как активные сторонники, так и противники учения. Среди богословов, которые высказались за имяславие, были о.Павел Флоренский и о.Сергий Булгаков.

В октябре 1918 Патриарх Тихон и Священный Синод Российской Церкви издали постановление, разъясняющее значение суда митрополита Макария:

...1) постановление Московской Синодальной Конторы от 7 мая 1914 г., почитаемое иеросхимонахом Антонием оправдательным для самого учения имябожников, в действительности является лишь постановлением о принятии в общение некоторых, поименованных в сем постановлении афонских иноков, причастных к имябожническому учению, привлеченных к суду Московской Синодальной Конторы и изъявивших подчинение Св.Церкви, по надлежащем испытании верования их, с прекращением о них судебного дела и разрешения священнослужения тем из них, кои находились в священном сане, - 2) что таковое именно постановление Московской Синодальной Конторы по указанному делу было утверждено Св.Синодом по определению от 10-24 мая 1914 г. за №4136, с поручением при этом Синодальной Конторе и Преосвященному Модесту приводить увещеваемых иноков к сознанию, что учение имябожников, прописанное в сочинениях иеросхимонаха Антония (Булатовича) и его последователей, осуждено Святейшим Патриархом и Синодом Константинопольской Церкви и Св.Синодом Церкви Российской, и что, оказывая снисхождение к немощам заблуждающихся, Святейший Синод не изменяет прежнего суждения о самом заблуждении...»

Вопрос был передан на рассмотрение Поместного Собора, который, однако, не успел вынести какого-либо решения до своего закрытия.

В январе 1919 лидер имяславцев о. Антоний Булатович разорвал общение с Патриархом Тихоном и вернулся в родовое имение в Луцыковке. Там он был убит грабителями 5 декабря того же года.

В начале 1920-х в Москве существовал имяславческий кружок, членами которого были: А.Ф.  Лосев, В.М. Лосева, Д.Ф.  Егоров, Н.М.  Соловьев, П.С. Попов, свящ. Ф. Андреев; близок им был священник Павел Флоренский.

В 1928, после того как руководство Патриаршей Церкви перешло к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию, многие имяславцы в СССР полностью порвали общение с Временным Патриаршим Синодом и вошли в состав Катакомбной Церкви, что в значительной мере было обусловлено неприятием имяславцами политики покорности, провозглашённой митрополитом Сергием по отношению к атеистической власти в СССР.

В русской эмиграции учение имяславия в 1920-х — 1930-х продолжал развивать священник Сергий Булгаков, фундаметальная книга которого Философия имени была издана в Париже в 1953, уже после его смерти. С.Булгаков писал: «Имя Божие есть не только средство обозначения Божества или Его призывания, но есть и словесная икона, потому она свята. Итак, имена Божии суть словесные иконы Божества, воплощение Божественных энергий, феофании, они несут на себе печать Божественного откровения».

Один из ведущих идеологов РПЦЗ Архиепископ Серафим (Соболев) дал детальную богословскую критику «имябожнического» учения в своей работе против софиологии Вл.Соловьева, о.Сергия Булгакова и о.Павла Флоренского [8]. В этой работе три главы (№18, 19, 20) посвящены опровержению учения «имяславцев» — ибо для о. Сергия и о. Павла «софиология» и «имяславие» находились в тесной связи друг с другом.

Не скрывал своего сочувственного отношения к имяславию митрополит Вениамин (Федченков), Экзарх (c 22 марта 1933) Московской Патриархии в Северной Америке.

С 1990-х идеи имяславия пропагандируются клириками РПАЦ игуменом Григорием Лурье и игуменом Феофаном (Арескиным), которые подвергались в связи с этим порицаниям со стороны своего священноначалия.

Имяславие и математика

о. Павел ФлоренскийБорец с имяславием архиепископ Никон проводил аналогию между именами и математическими понятиями, подразумевая, что последние не существуют в реальном мире. В то же время сторонник имяславия математик и философ А.Н. Паршин говорит , что этот аргумент можно обратить в пользу имяславия, признав, что имена, как и математические понятия, существуют, но в сверхчувственном, умопостигаемом мире.

Русская московская математическая школа была основана Д. Ф. Егоровым и Н. Н. Лузиным, которые были имяславцами и личными друзьями о. Павла Флоренского, а также философа А. Ф. Лосева (которые в свою очередь оба были имяславцами в богословии). Флоренский был учеником Егорова и учился вместе с Лузиным, и они публиковались вместе. Флоренский издал труды, где утверждал существование параллелей между абстрактной математикой и религией. В частности он заявил, что математика непрерывных функций подобна рационализму, в то время как некоторые концепции типа трансфинитных чисел можно объяснить только на основе философии имяславия, где Имя Бога есть сам Бог.

Историки математики Лорен Грэм и Жан-Мишель Кантор утверждают, что работы русской математической школы до сих пор наполнены мистицизмом в противоположность французской математической школе, которая, по их мнению, основывается на рационализме.

Учение Отцов Церкви и других святых отцов об имена.

Святитель Григорий Нисский: «Иное — предмет, по своей природе подлежащий названию, и иное — название, обозначающее предмет. Бытие — не одно и то же с наименованием». «Бог… имеет одно имя, служащее к познанию Его собственного существа, именно, что Он один паче всякого имене».
Святитель Василий Великий: «Имена означают только сущности, а сами не есть сущности». «Нет ни одного имени, которое объяв всё естество Божие, достаточно было бы его выразить».
Святитель Григорий Богослов: «Не Бог ещё то, что мы представляем себе под понятием Бога, или что мы представляем себе под понятием Бога, или чем мы Его изобразили, или чем описало Его слово».

Преподобный Иоанн Дамаскин: «Божество, будучи непостижимым, непременно будет и безымянно. Итак, не зная существа Его, да не станем отыскивать имени Его существа» .
Святой Иустин Философ: «Бога нельзя назвать никаким собственным именем. Ибо имена существуют для обозначения и различения предметов при их множестве и многообразии, но никого прежде не было, кто дал бы Богу имя, и Он не имел нужды давать Самому Себе имя, будучи только один» .

3

каждое слово имеет значение и смысл, за который мы будем нести ответ перед Богом. Грязное слово, а не грязная пища оскверняет человека. Каждое слово в символьной и материальной форме выражает смысл. Слово материализует смыслы. Поэтому Божественный смысл материализует Божественное слово. Это учение имеет право существовать, но, поскольку не содержит всей истины, должно войти в состав нашего религиозного учения, которое является универсальным по отношению к любым истинам.

4

Игра в слова.

5

сорри, Vladimir, не осилил!

6

Vladimir написал(а):

Святитель Василий Великий: «Имена означают только сущности, а сами не есть сущности».

Как некий итог темы.

7

"20 И ныне, братья мои, я ясно рассказал, чтобы вы не могли ошибаться. И, как жив Господь Бог, выведший Израиль из земли Египетской и давший силу Моисею для исцеления народов после того, как они были укушены ядовитыми змеями, если они возведут глаза на змея, которого он поднял пред ними; а также дал ему силу ударить о скалу и извлечь из нее воду; да, вот, говорю вам, как истинны все эти дела, и как жив Господь Бог, нет ни одного другого имени, данного под небесами для спасения людей, кроме имени Иисуса Христа, о котором я говорил." (2Неф.25:20)

"21 Итак, возлюбленные братья мои, вот вам путь; и нет ни другого пути, ни имени, данных под небесами, чрез которые человек мог бы получить спасение в царстве Божием. Вот вам учение Христа --- единое и праведное учение Отца и Сына и Духа Святого, которые суть один Бог предвечный. Аминь." (2Неф.31:21)

"17 И, кроме этого, я говорю вам, что не будет дано ни одного другого имени, ни пути, ни средства, чрез которое могло бы спасение достигнуть детей человеческих, но только лишь чрез имя Христа, Господа Вседержителя." (Мос.3:17)

"10 то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав.
11 Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения,
12 ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись." (Деян.4:10-12)

По моему Священные Писания сами за себя говорят. и о чем тут толковать. Если бы имя было неважно. ТО Бог и не призывал бы постоянно людей чтобы они призывали имя Его еще со времен писания Бытия:
"26 У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа." (Быт.4:26)
"14 14 И было так, что к концу четвертого года Господь снова явился брату Иареда и, стоя в облаке, говорил с ним. И в продолжение трех часов Господь говорил с братом Иареда, порицая его за то, что он не вспомнил призывать имя Господа." (Ефер2:14)


Вы здесь » Церковь Иисуса Христа святых последних дней » История. » Штурм Афонского монастыря