Спасибо, Zulfiya, такую тему вспомнила!!! Хорошая тема.
Мне кажется, одного воздержания от мести недостаточно. По-моему, дело вот в чем: подставив вторую щеку, мы не просто противостоим злу, но отвечаем на зло противоположными ему качествами: смирением, покорностью, добротой. В этом и смысл. Если мы не просто будем в ответ на злое слово отвечать оплеухой (то есть именно противиться злому), а вместо этого погладим своего обидчика по щеке или обнимем его, то дело примет другой оборот. Я к тому, что мало НЕ отвечать злом на зло, надо ДЕЛАТЬ добро в ответ на это зло. Конечно, речь тут скорее о бытовых обидах. С насильником обниматься не станешь. И его навряд ли устыдит добровольное разрывание на себе одежды (жуть какая... )
Мне кажется, есть четкая разница между, например, нападением, когда мы защищаем свою жизнь или честь от того человека, который нам ее не давал. Хотя тут можно вспомнить Анти-Нефий-Легиевцев (Алма 24, кажется), которые просто стояли безоружными перед мечами Ламанийцев. И это дало свои плоды: с теми, кто погиб, ничего страшного не случилось, они отошли к Богу, а вот оставшиеся в живых привели к Евангелию Ламанийцев. Жертва-с.
В обшщем, мне кажется, смысл стихов таков: надо отвечать на зло не злом, а добром. И нельзя зло просто игнорировать (пропускать мимо ушей, т.д.), но ИМЕННО отвечать на него добром. Только тогда оно искоренится. В таком контексте последующие за "щекой" стихи становятся яснее.
Все проблемы в мире от нелюбви людей друг к другу. Все.
Отредактировано Эмма (09-11-2008 23:56:21)