Среди датских теологов развернулась дискуссия о необходимости радикального пересмотра традиционного толкования Библии. Все большее число представителей государственной Лютеранской церкви Дании считают, что преисподней, куда души грешников попадают на вечные муки после кончины, не существует. А вот рай обеспечен всем людям вне зависимости от их земных деяний. "Господь даровал нам вечную любовь, поэтому никто не попадет в какой-то ад. Не потому, что туда не следовало бы отправлять злодеев, а потому, что рука Господа поднимет нас из любой преисподней", – заявил недавно епископ Роскильдский Яан Линдхард, слова которого приводит в сегодняшней публикации газета "Новые известия".
Лютеранская церковь еще не выработала единой позиции в отношении ада и его главного заправилы – дьявола, однако уже рекомендует пасторам осторожнее пользоваться в своих проповедях ссылками на эти сомнительные понятия. Лучше всего, по мнению церковных иерархов, говорить об аде и дьяволе как о метафорах, описывающих смятенное состояние души живого человека.
"Нигде в Библии нет упоминания о преисподней как о месте, где нас будут мучить вечные времена. Учение о преисподней впервые развилось в раннем христианстве, достигнув расцвета в средние века. Ад нельзя сделать элементом учения Церкви – скорее это душевные муки, которые могут охватить каждого из нас", – сообщает на своем сайте пастор Якоб Хольм, который служит в одном из соборов города Орхуса.
Датские дебаты о необходимости радикального пересмотра традиционного толкования Библии начались под влиянием соседней Норвегии, где Библейское общество готовит новый перевод Священного Писания. Работы предполагается завершить к 2010 году, но уже сейчас ясно, что текст будет сильно отличаться от привычного. Профессор Якоб Ервелл, многие годы трудившийся над приведением Библии в "изначальное состояние", максимально приближенное к оригиналу, сообщил на страницах газеты Aftenposten о некоторых изменениях. "Ад" и "Преисподняя" будут заменены словом "Геенна".
"Основатели христианства говорили о Геенне как о конкретном географическом понятии, месте к югу от Иерусалима, куда древние иудеи сбрасывали нечистоты и тела преступников. Вот пусть читатели сами и домысливают, что эта "Геенна огненная" значит на самом деле. "Душа" тоже не будет упоминаться. У древних иудеев "душа" означала "жизнь" или "человек". "Спасения души" не существует, можно говорить лишь о спасении всего человека", – уверяет автор нового перевода.
Наконец, профессор Ервелл изменил ключевую фразу Иисуса Христа, произнесенную им на встрече с учениками: "В Доме Отца моего обителей много". В новом варианте Библии говорится следующее: "В Доме Отца моего обители есть для всех".
Руководство скандинавских лютеранских церквей трактует этот вариант как революционный и подтверждающий ложность прежнего учения, разделявшего людей на грешников, которым предстоит отправиться в ад, и добрых христиан, которым уготованы кущи небесные. "Господь милостив, все попадут в рай", – утверждают апологеты либерального толкования Библии.
Противники церковного "вольнодумства" из консервативных кругов уверяют, что руководители скандинавских Церквей просто заигрывают с обывателями, обещая им "облегченное христианство", лишенное страха наказания за земные злодеяния. Датская, норвежская и шведская Церкви стремительно теряют прихожан и потому ищут доступные пути к их сердцам. Экспериментов на этом пути уже было много. Это и выставки, утверждающие, что Иисус был гомосексуалистом (устроенные под сводами церквей), и выход "феминистской" Библии, из которой старательно вычистили мужское начало Христа, превратив Сына Господа в расплывчатое "оно", и выпуск сборников молитв на все случаи жизни – от просьб спасти от запора до мольбы послать удачу в биржевых операциях.
Новый перевод Библии, по мнению консерваторов, как и трактовка понятий "ада" и "души" церковными либералами – лишь продолжение их движения в избранном направлении – прямиком в преисподнюю. Что касается среднестатистической паствы, то она явно всем этим заинтригована, пишет автор статьи в "Новых известиях".
В Лютеранской церкви Дании решили, что ада нет, а рай будет обеспечен
Сообщений 1 страница 7 из 7
Поделиться126-03-2008 21:32:53
Поделиться226-03-2008 21:33:52
Интересная петрушка получается.
Напрямую я бы не стал говорить о сближении позиций, но тенденции....
Поделиться329-03-2008 13:13:28
Я не увидела кто автор статьи.
Поделиться429-03-2008 13:18:07
Если пройти по ссылке указанной на публикацию в портале NEWSRU, то в самомматериале мы увидим ссылку на первичный адрес .
Это овые известия.
Если мы зайдем на сайт этой газеты и поищем автора этого материала, то мы найдем, что это АЛЕКСЕЙ СМИРНОВ, из Стокгольма пишуший.
Вот ссылка на эту статью.
Поделиться529-03-2008 13:30:33
– лишь продолжение их движения в избранном направлении – прямиком в преисподнюю.
Мне интересно было узнать - кто это уже поставил диагноз.
Поделиться629-03-2008 23:31:24
Да таких людей множество.
К примеру, Пензенские сектанты определили приход Иисуса и знают, что надо делать и как, чтобы спастись.
Многие люди "знают", что есть добро и зло, и куда ведет та или иная дорога.
Поделиться722-05-2008 11:36:05
Тенденции: христианство, церковь, кризис
Постхристианство,
или Потеряет ли соль свою силу?
2008-05-21 / Епископ Сергей Ряховский - член Общественной палаты РФ, председатель Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников), доктор богословия.
Новость о том, что лютеране Дании предлагают (или предполагают) отказаться от некоторых концепций традиционного христианства, к сожалению, уже не выглядит чем-то особенным. На самом деле когда люди, считающие себя христианами, всерьез обсуждают возможность не только однополых браков, но и рукоположения гомосексуалистов, стоит ли удивляться предложению о пересмотре библейского взгляда на судьбу человека в вечности? Это все – звенья одной цепи, даже если авторы этих концепций никогда не общались друг с другом.
Мы являемся свидетелями глубокого кризиса в христианстве. Этот кризис охватил не только отдельные конфессии. Его признаки в равной степени заметны во всех христианских Церквах, хотя и проявляются они по-разному. Поскольку этот кризис связан не с ситуацией в отдельной стране или конфессии, а с теми процессами, которые происходят в мире. С теми изменениями, которые происходят в жизни людей, их сознании и мировоззрении. Можно сколько угодно ругать философию постмодернизма за отказ от абсолютных ценностей, можно (и нужно) не соглашаться с тем, что зло называется добром, а добро – злом, можно справедливо указывать на те последствия, к которым приводит потеря нравственных ориентиров. Но нельзя закрывать глаза на то, что эта философия стала основой жизни большинства наших современников. Даже если они об этом и не догадываются.
В такой ситуации Церковь оказывается перед очень непростым выбором. Стремление сохранить христианское мировоззрение, основанное на абсолютных ценностях, часто приводит к тому, что христианство вытесняется на обочину жизни. И даже не потому, что люди не соглашаются с тем, что мы им предлагаем. Они нас часто просто не слышат. Мы говорим на чужом для них языке, оперируем чуждыми для них понятиями, и люди нас не понимают.
Другой подход – попытка быть современными, понятными, – опасен возможностью потери самой сути христианства. Что, на мой взгляд, и происходит сейчас во многих европейских (и не только европейских) деноминациях. Христос умер, чтобы избавить человечество от греха, дать нам исцеление от этой смертоносной болезни. Когда же вместо этого предлагается считать болезнь нормальным состоянием, когда библейская мораль приносится в жертву постмодернистской «толерантности» или когда ревизии подвергается сердцевина христианского учения – вопрос о вечном спасении, – это уже не христианство.
Кажется, альтернативы нет. Мы либо превращаемся в маргиналов, не способных влиять на этот мир и преобразовывать его силой Святого Духа, тем самым, предоставляя Божье творение в полное распоряжение «князя мира сего». Либо мы растворяемся в этом мире и перестаем отличаться от него. Тем самым утверждая, что мир, как он есть сейчас, и есть «царство Божие». И тот, и другой подход при всем их различии приводит к одинаковым результатам. Мы становимся «солью, потерявшей силу». Может быть, правы те, кто считает, что нужно говорить о нашем времени не только как об эпохе постмодернизма, постиндустриализма и проч., но и как об эпохе постхристианства?
Мы столкнулись с очень непростым вызовом. Однако изучение истории христианства показывает, что мы не первые, кто имеет дело с подобной угрозой. Не первый раз в истории традиционное христианство вдруг оказывается в чьих-то глазах «лживым, скучным и несовременным» учением. На протяжении почти четырехсот лет (со II-го по V-й век) еще совсем молодая Церковь отстаивала Истину в борьбе с гностицизмом, весьма, надо сказать, привлекательным учением. Имеющим, кстати, немало общего и с современным постмодернизмом. Вопросы, которые стояли на повестке дня того времени, тоже угрожали самой сути христианства, поскольку это были вопросы, связанные с личностью Спасителя. В этой борьбе Церковь окрепла и смогла стать той силой, которая преобразовала не только Римскую империю, но и все те «варварские» народы, которые эту империю завоевывали. Христианские корни Европы нужно искать именно в том времени!
[an error occurred while processing this directive]
Еще пример. Протестантская Реформация XVI века была во многом ответом на тот вызов, который был брошен Церкви светским гуманизмом эпохи Возрождения: кто является мерой всех вещей: человек или Бог? Реформация дала достойный ответ на этот вызов, и этот ответ лег в основу той Европы (и Америки), которую мы знаем сейчас. Точнее, какой она была до последнего времени. И те горькие плоды, которые стали закономерным результатом отказа европейцев от своего фундамента, еще больше показывают верность этого утверждения. Список примеров можно продолжать, поскольку Церкви приходилось решать и проблему рабства, и вопрос о священности человеческой жизни вообще, и множество других. Каждый раз казалось, что ответа нет. Каждый раз Церковь этот ответ находила. Каждый раз Церкви приходилось меняться. Но это никогда не происходило за счет отказа от фундаментальных христианских принципов. Конечно, были те, кто предлагал пожертвовать главным. Но такие предложения продемонстрировали свою нежизнеспособность. А Церковь, «столп и утверждение Истины», остается в этом мире свидетельством Того, Кто ее создал, и Кто сказал, что «врата ада ее не одолеют».
Я уверен, что так будет и на этот раз. Мы имеем дело с очень непростыми вопросами. Иногда у нас нет готового ответа, более того, этот ответ не так просто найти. Но это – не повод отказываться от того основания, на котором строится христианство, от того пути, который прошла Церковь за эти два тысячелетия, от тех плодов, которые она дала миру. Это – не повод отказываться от Того, Кто умер за нас, Кто дал нам надежду, радость и силу. Такая позиция не поможет нам быть Его свидетелями и влиять на этот мир, преображая его для Христа. «Соль, потерявшая силу», уже ни к чему не годна. Ее «выбрасывают вон, на попрание людям», что уже местами и происходит. Мы не должны забывать и того, что ответа нет и у наших оппонентов. «Решения», которые они предлагают, не удовлетворяют их самих. История учит нас, что человек со временем убеждается, что его «ответы» не дают ему того, что он ищет. Не дают ни мира, ни радости, ни основания для жизни. И люди ожидают от Церкви, что она будет говорить не то, что говорят все. Люди ждут от нас ответов, к которым невозможно прийти человеческим умом. Они ждут от нас мудрости Божьей. И Бог готов открывать ее тем, кто верен Ему и сострадает этому миру.
Мир, в котором мы живем, постоянно бросает нам все новые и новые вызовы. Мы не должны их бояться, не должны от них прятаться, не можем их игнорировать. Мы призваны дать на них ответ. Поскольку именно в этих вызовах – возможность для нас принести современным людям вечное Евангелие Иисуса Христа. Мне жаль моих братьев, которые так легко отказываются от своего шанса. Хочется верить, что они ищут путь к сердцам людей. Но ищут, к сожалению, не там. Церковь должна быть современной. Но эта современность не означает отказа от сути христианства. Современность Церкви в том, чтобы обращаться к актуальным проблемам этого мира, рассматривать их с позиций христианского мировоззрения и давать людям ответ на понятном им языке. А также – идти туда, где люди страдают, и делать для них хоть что-нибудь. Я убежден, что на этом пути мы никогда не превратимся в «соль, потерявшую силу». Не станем «постхристианами».