Многие в России уже узнают на улицах мормонских проповедников с Книгой Мормона в руках и с бейджиками, которые гласят, что это старейшина такой-то. Мормоны не пользуются дурной славой агрессивных миссионеров, как Свидетели Иеговы, о них известно мало, и их воспринимают как представителей оригинальной "американской веры". Однако за последние 20 лет мормонская вера прочно укоренилась в российской религиозной жизни – это движение малочисленно, но заметно. Для русских людей мормонство стало возможностью стать христианами вне общепринятого традиционного христианства. Это особый оригинальный мир, и в отличие от расхожих представлений о новых религиозных движениях, этот мир не столько отделяет человека от общества, сколько помогает человеку жить. Мормонство в этом смысле – одно из самых практичных НРД.
Мормоны или Церковь Иисуса Христа святых последних дней, как и Свидетели Иеговы, стали порождением протестантской христианской традиции. Если протестанты обращались к тексту Библии как фундаменту своей жизни, к истинам Нового Завета, к буквальному следованию словам Евангелия, то мормоны столь же фундаменталистски отнеслись к нормам Ветхого Завета и к их прямому исполнению в реальной жизни (например, к многоженству). Они захотели сделать его своей священной книгой, чтобы следовать ей как протестанты. Вторая их особенность- они написали собственное священное писание – Книгу Мормона. В ней нашли свое отражение, как элементы протестантизма, так и собственных богословских воззрений основателей мормонства – создание своей богодухновенной Библии, попытка объяснить Троицу, ожидание Царства Божьего, похожего на земную жизнь, всеобщее священство и пребывание в общине святых.
История мормонов начинается с 1830 года, когда американец Джозеф Смит, врезультате долгих религиозных исканий обрел откровение и основал свою церковь. Сами себя мормоны называют "Церковью Иисуса Христа святых последних дней". Они верят, что откровение не прекращается и насчитывает множество установлений - от Адамова до Дж. Смитова.
Представление о мормонском христианстве было воспринято и в России, где общество было готово принять христианство и в такой форме, без парадоксов традиционного христианства, но с отдельными христианскими постулатами. Мормоны своеобразно воспринимают Троичность Божества - они считают, что Троица представляет из себя нечто вроде содружества трех отдельных личностей, связанных между собой родственными узами и единой задачей. Был приближен к земному и образ Иисуса Христа, который стал считаться старшим Духом или старшим братом людей. Одновременно с этим, повышается статус человека – мормоны считают, что люди также участвовали в Творении земли, и они живут, и будут жить вечно. В рамках этой картины мира понятие "первородного греха" исчезает.
Идея святой, счастливой и спокойной жизни в достатке чрезвычайно ярко отражена в мормонстве, однако ключевой в их мировоззрении является идея святости каждого члена Церкви. Именно поэтому понятия рая и ада у мормонов существуют, но в аду людские души испытывают скорее не мучения, а некий дискомфорт от того, что не смогли должным образом реализовать себя в земной жизни. После Страшного Суда установится Царствие Божие. В нем есть три степени славы - царство целестиальное (высшая степень, жители которого находятся в присутствии Бога Отца и Иисуса Христа); царство террестриальное (средняя ступень) и царство теллестиальное (низшее). Практически все попадают в эти царства.
Вечность райской жизни подкрепляется высоким статусом самого верующего и всей его родни. Все лица мужского пола, начиная с 12-ти лет, являются носителями священства. В храме совершается ряд таинств, непосредственно связанный с учением мормонов о плане спасения - запечатывание семей навечно (т.е. после этого запечатывания семья сохраняется в том же составе и после смерти супругов), крещение за умерших (креститься могут только члены семьи за членов семьи, хотя в первые годы существования мормонов крестили кого и как попало). В храм могут войти только члены церкви. Прихрамах ведутся генеалогические изыскания - верующие находят своих предков, оформляют на них документы и крестятся за них. Мормоны считают, что таинства, совершаемые в храмах, совершаются навечно, - семьи могут существовать и на том свете, а умершие, за которых крестились на том свете, если уверуют, то получат свою степень славы. Это значит, что семья вечна. Члены Церкви в отпусках выезжают в так называемые семейные экспедиции в те места, где жили бабушки и дедушки. Крещение умерших – это выражение любви к Богу и уважения к предкам. При том, умершим лишь предоставляется возможность креститься, и умерший может и не принять крещения.
Брак между мужчиной и женщиной считается предопределенным Богом, поэтому мормоны энергично выступают против абортов и однополых браков. Каждая семья сама определяет, сколько детей иметь, пользоваться контрацептивами или же нет.
Приоритетами в жизни верующего считаются стабильная семья, образование и здоровый образ жизни. Член Церкви должен жить под девизом: "Гармония, стабильность и уверенность". Соответственно, мормоны проводят занятия, читают лекции и выпускают литературу против курения, употребления алкоголя и наркотиков.
Взяв за основу протестантскую картину мира, мормоны предельно четко разрешили многие мучающие протестантов богословские вопросы – о спасении (теперь могут спастись все, даже умершие члены семьи, которых можно крестить), о будущем Царстве Божием (в нем будут все жить также как на земле). Всеобщее священство стало стопроцентной гарантией земного спасения здесь и сейчас.
Идеология мормонов – типичное проявление американской культуры с ее культом семьи, свободы, благополучия. И именно в современной культуре эти идеи смогли найти свое место. Образ "американской мечты" в мормонстве стал ярким и привлекательным для русских людей. В России мормоны впервые появились в 1895 году, когда старейшина из Швеции крестил первых последователей в Санкт-Петербурге. После 1917 года одним из первых мероприятий, предпринятых мормонами, стал перевод "Книги Мормона" на русский язык, что увеличило приток новообращенных. Активно началась проповедь и на Дальнем Востоке. После резкого ужесточения советской властью религиозной политики немногочисленные последователи мормонов, объединенные из-за своей малочисленности в кружки, а не общины, подверглись репрессиям. Воссоздание мормонских общин началось только в начале 1990-х годов, когда в России появились первые миссионеры.
В 1991 году была зарегистрирована Религиозная Ассоциация Церкви Иисуса Христа Последних дней (Ассоциацией управляет президент и совет директоров, то есть сам президент и два его советника). Ее представительства действуют во Владивостоке, Новосибирске, Екатеринбурге, Самаре, Ростове-на-Дону и Санкт-Петербурге. В Москве также существует филиал Восточноевропейского представительства Церкви, который оказывает помощь и реализует гуманитарные проекты не только в России, но и в Украине, Белоруссии, Прибалтике, Казахстане и в Киргизии.
В Москве действует Миссионерский центр, который посылает проповедников по всей стране. В Москве и Петербурге, а также в больших городах в регионах мормонам удалось создать небольшие группы верующих, в том числе с помощью бесплатных курсов английского языка, которые ведут миссионеры. По данным самих мормонов, в их организации на территории России состоит более 18 тысяч человек. В реальности активистов мормонской церкви не более 5-6 тысяч, и еще столько же сочувствуют или посещали мероприятия Церкви. Зарегистрировано 53 местных религиозных организаций, которые объединяют 123 прихода. На территории России работает 600 миссионеров, которые, ведут уроки в клубах по изучению английского языка для всех желающих. В Москве – 11 приходов и 2 тысячи верующих.
Мормоны занимаются активной социальной работой через различные общественные фонды, распространяют гуманитарную помощь, помогают больницам и домам инвалидов, детским домам и приютам, однако, как правило, эту работу не афишируют. Один из самых значительных проектов по поставке инвалидных колясок осуществлялся вместе с Комитетом ветеранов всех войн стран СНГ (во главе с Русланом Аушевым). Есть также проект тренингов для врачей-реаниматологов, которые проходят в России, Турции, Украине и в Казахстане. Проведение тренингов планируется именно в тех странах, где большой процент смертности новорожденных. Семинары для офтальмологов, которые помогают вернуть зрение, проводились в Грузии и Украине. Другой церковный проект "Чистая вода" помогает получить доступ к чистой воде, в особенности в деревнях, где бурятся глубокие скважины и проводится трубопровод. Такого рода акции широко проводятся в Африке, на постсоветском пространстве – в деревнях Армении.
Программа вхождения в благосостояние действует для каждого члена Церкви. Все верующие на всякий случай непредвиденных ситуаций готовят запас продуктов на 3 месяца (в других странах – годовой запас) и сумку "72 часа", которая позволяет прожить в случае бедствий. Как правило, раз в месяц верующие отказываются от пищи, а сэкономленные средства отправляют на покупку социальной помощи неимущим. Помощь себе и другим полностью отвечает доктрине мормонов, которая говорит о необходимости быть счастливым здесь на земле. Помимо этого, мормоны стараются, чтобы их Церковь была полезной обществу. По словам президента Религиозной Ассоциации Церкви Иисуса Христа Последних дней Владимира Нечипорова (интервью с автором в ноябре 2008 года), кредо Церкви заключается в том, чтобы помочь человеку и сделать его самостоятельным, благодаря этой помощи. Например, в Армении беженцам из Азербайджана были подарены фруктовые деревья, в Турции – гранатовые деревья, чтобы в дальнейшем люди могли собрать урожай. Программа укрепления семьи и тренингов для социальных работников наиболее активно проводится в Украине. Ее цель – создать условия для того, чтобы дети жили в приемных семьях, а не в детских домах. Опытом приемных семей делятся представители международной организации мормонов – LDSFamilyServices.
Что касается России, то социальные проекты открыто проводить довольно сложно, а гуманитарную помощь в связи со сложностями ее оформления Церковь фактически перестала привозить после 2000 года. Такие же проблемы существуют у мормонов в Белоруссии. Церковь старается избегать открытых конфликтов с чиновниками и с РПЦ, несмотря на то, что часто власти не дают разрешения на строительство Домов собраний или православные требуют прекращения социальных акций мормонов. По словам Владимира Нечипорова, во многом проблемы остались такими же, как в 1990-е годы – особенно это касается противодействия миссионерам или даже нападений на них.
В политическом отношении мормоны поддерживают демократию, хотя формально в их Символе веры написано о поддержке властей в принципе и необходимости подчиняться государственной власти. Президент Ассоциации Владимир Нечипоров подчеркивает, что человек должен быть свободен, но призван жить в соответствии с теми законами, которые приняты в его стране. Церковь никогда не критикует какой-либо государственный строй. В соцлагере еще в ГДР власти даже дали разрешение на строительство Дома собраний мормонов, поскольку решили, что они не опасны. Американский образ Церкви мормонов, по словам ее представителей, не мешает в миссионерской или социальной деятельности. Мормоны просто говорят, что Бог различными путями приводит народ свой в Церковь.
Поскольку Россия не протестантская страна, то и русские новообращенные мормоны нашли в этой вере не ответы на протестантские вопросы, а скорее увидели новую веру, которая предлагает вполне понятное земное Царство Божие, а главное святость для отдельного человека. Русские мормоны сумели привнести свою национальную составляющую - активный духовный поиск, некое своеобразно понимаемое ими "подвижничество" - как путь религиозного самосовершенствования. Именно это, по их словам, и является главным отличием русского мормона от западного. Уникальность спасению души мормона придает и то, что оно совершается по уникальной священной книге, а не по Библии как у всех. Для большинства россиян, которые жили в советском атеизированном обществе, мормонство стало своеобразной формой христианства с простыми и понятными Иисусом, Троицей и "вечным раем". Как отмечает Владимир Нечипоров, Церковь – это тихая гавань, которая помогает спасаться, но является наряду с этим, Церковью действия, в которой вера должна воплощаться в конкретных делах.
Стремление к святости и стабильной жизни – вполне естественные привлекательные черты, в каком бы обрамлении они не предлагались (в данном случае – в рамках Книги Мормона). Межу тем, в России эти черты вызывают больший интерес, чем в других странах. Прежде всего, потому что русскому человеку с религиозной душой свойственно искать некую далекую и неизведанную Святую Русь. В русской культуре, в литературных произведениях, герои часто стремятся к чему-то высокому и святому, почти недостижимому. При этом, устремление к святости и высоким идеалам, как правило, в российской действительности разрушает обычную спокойную цивилизованную жизнь. Мормоны же соединили в рамках своего учения две вроде бы не совместимые для русского человека вещи – святость и стабильную практичную жизнь.
Роман Лункин
"РУССКОЕ РЕВЬЮ КЕСТОНСКОГО ИНСТИТУТА", февраль 2009 г.