словарная статья о СПД в Энциклопедия религий и религиоведения
автор:
Екатерина Сергеевна Элбакян
(род. 21 февраля 1962) — российский религиовед[1], специалист по философии религии[2], доктор философских наук[2], профессор кафедры социологии управления социальными процессами Академии труда и социальных отношений[3], ответственный секретарь научно-теоретического журнала «Религиоведение»[1], координатор и руководитель проектов «Религиоведение. Энциклопедический словарь»[4] и «Энциклопедия религий»[5], член научно-экспертного совета и научный редактор Новой российской энциклопедии, член Европейской ассоциации по изучению религий[6], титульный редактор «Вестминстерского словаря теологических терминов» (перевод с английского, М., 2004)[1], старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН[2].
ЦЕРКОВЬ ИИСУСА ХРИСТА СВЯТЫХ ПОСЛЕДНИХ ДНЕЙ, мормоны - хри-
стианская конфессия, появившаяся в США в 1820-х. Ныне насчитывает около 12
миллионов последователей, имеет более 30 тысяч приходов в 160 странах мира.
Центр Ц. И. Х. С. п. д. находится в штате Юта (США, см.: Солт-Лейк-Сити). Осно-
ватель Ц. И. Х. С. п. д. Смит Джозеф (1805-1844). Пережив в начале 1820-х не-
сколько видений, во время которых ему было сообщено место на г. Кумора, где хра-
нились тексты, высеченные на золотых пластинах на «измененном египетском»
языке и два камня Урим и Туммим, с помощью которых был возможен их перевод,
Смит в 1827 отправился в указанное место и забрав пластины и камни, начал пере-
вод текста, получившего название «Книга Мормона». Объем работы был очень
большим, и в 1829 Смиту стал помогать Оливер Каудери . 15.05.1829 им обоим бы-
ло даровано священство. Джозеф Смит стал первым Старейшиной Церкви, а Оливер
Каудери – вторым. Окончив перевод «Книги Мормона», Джозеф Смит вместе со
своими сторонниками приступил к учреждению Церкви. Собравшись 6.04.1830 в
доме Питера Витмера Джозеф Смит и Оливер Каудери посвятили друг друга в ста-
рейшины Церкви. Так была учреждена Ц. И. Х. С. п. д. В дальнейшем Джозеф
Смит и его последователи переселились в местечко Киртланд, недалеко от г. Клив-
ленда, штат Огайо, где был построен первый храм. Количество членов Церкви стре-
мительно росло благодаря миссионерской работе. Однако религиозная нетерпи-
мость, принимавшая порой крайние формы, вынудила мормонов в 1838 переехать в
штат Иллинойс, бросив свои дома, фермы, молитвенные здания. За короткий срок
ничем ни примечательное местечко Коммерс в штате Иллинойс было превращено в
цветущий город, получивший название Наву (Nauvoo). Купив на берегу р. Миссиси-
пи большую полосу заболоченной земли, мормоны, осушив её, выстроили самый
большой город во всём штате. С правительством штата Церковью был заключён до-
говор, предоставлявший ей широкую автономию. Через пять лет в Наву уже насчи-
тывалось около 40 тыс. жителей. Однако вскоре на членов Церкви начались очеред-
ные гонения. Кроме прочего, им в вину вменялась полигамия. Джозеф Смит и его
брат Хайрум были арестованы и заключены в тюрьму в Картидже (штат Иллинойс),
где ожидали суда. Однако так и не дождались, поскольку 27.06.1844 прямо в тюрьме
были застрелены неизвестными людьми в масках. Место Президента Церкви занял
Бригам Янг. В 1846 мормоны под его руководством покинули Наву, двигаясь на
запад США, в сторону Скалистых гор. В июле 1847 они прибыли в долину Солёного
озера. Здесь мормонами был основан «Город Солёного Озера» - Солт-Лейк-Сити.
Территория, основанная мормонами называлась Штатом «Дезерет» («Медоносная
пчела»), в который тогда входили территории совр. штатов Невада, Юта, часть Ка-
лифорнии, Аризоны, Колорадо, Нью Мексико и др. Позднее, 9.09.1850, Президент
США Миллард Филлмор подписал распоряжение о создании меньшей по площади
«Территории Юта» и назначил Бригама Янга ее первым губернатором. В качестве
штата эта территория была официально признана лишь 4.01.1896. Период прези-
дентства Бригама Янга - 1847-1877 – был очень благоприятен: увеличивалось коли-
чество членов Церкви, строился и рос город. История Ц. И. Х. С. п.д. неразрывно
связана с учением о полигамии. Это учение впервые было объявлено Джозефом
Cмитом в Наву в 1842. Однако до 1852 этот закон публично не рассматривался. В
1862 Конгресс США принял антиполигамный закон, нацеленный на запрет офици-
ального многоженства, а не полигамных отношений как таковых. Десять лет спустя
(1872) Конгресс принял закон, запрещающий практику полигамных отношений. В
самый разгар конфликта Джон Тейлор стал преемником Бригама Янга на посту Пре-
зидента Церкви. В 1882 Конгрессом США был издан закон (Edmund’s Bill), опре-
деливший нормы наказания за полигамию - от штрафа до тюремного заключения
(предпочтение отдавалось последнему). Преемник Джона Тейлора Вильфорд Вуд-
рафф (1807-1898) 24.09.1890 заявил о необходимости перехода к моногамии. Поли-
гамия была отменена. После отмены полигамии штат Юта со столицей в Солт-Лейк-
Сити был принят в Федерацию штатов. Ныне это один из богатейших и наиболее
развитых штатов США, который характеризует более низкий, в сравнении с други-
ми штатами, уровень преступности, алкоголизма, наркомании и прочих социаль-
ных пороков. На сегодняшний день в штате Юта проживает около 50 % мормонов,
остальное население – представители др. конфессий или вообще неверующие. Ис-
точниками вероучения мормонов являются Библия, «Книга Мормона», «Учение и
Заветы Ц. И. Х С. п. д.» и «Драгоценная жемчужина», содержащая Символы веры.
Признавая Библию (в англ. переводе Короля Якова) в качестве Слова Божьего, мор-
моны признают новозаветную историю рождения, жизни, распятия и воскресения
Иисуса Христа. Они верят в то, что Иисус Христос есть Сын Божий, Мессия, Спа-
ситель человечества, выступающий посредником между Богом и людьми. «Книга
Мормона» содержит рассказ о явлении и служении народу древней Америки вос-
кресшего Иисуса Христа (отсюда подзаголовок книги – «Новые свидетельства об
Иисусе Христе»). Члены Церкви исходят из того, что первоначальная церковь Иису-
са Христа исчезла с лица земли вскоре после смерти первых апостолов. Верные по-
следователи Христа подвергались яростным гонениям, но им удалось сохранить
христианство, которое ко 2 в. н. э. стало крупнейшей религией. Однако в отсутствие
12 апостолов, люди начали искажать вероучение первоначального христианства,
обращаясь к др. источникам. Результатом этого стал раскол Церкви на ряд течений.
Мормоны полагают, что первоначальная церковь Иисуса Христа была вновь восста-
новлена лишь в первой половине 19 в. вместе с её таинствами, организацией, Про-
роком и Апостолами. Иное, чем у первоначальной церкви наименование восстанов-
ленная церковь получила для того, чтобы её не путали с первоначальной. А термин
«Святые» употребляется в отношении членов Церкви, стремящихся ежедневно сле-
довать примеру Иисуса Христа. Символы веры включают в себя 13 деклараций,
признающих основные христианские догматы о Троице, грехе, искуплении, спасе-
нии, конце света. При этом подчёркивается приверженность традициям раннеапо-
стольской Церкви. Мормоны строго придерживаются точки зрения, согласно кото-
рой Бог есть Небесный Отец, а Иисус Христос – Спаситель. До своего появления на
земле все люди были сотворены в качестве духовных существ, и, родившись на зем-
ле, являлись когда-то духовными братьями и сёстрами на небесах. При этом Иисус
Христос стал первым Духом, рождённым от Небесных Родителей, поэтому он явля-
ется Старшим Братом всех людей. Дальнейшее развитие лишь в духовном мире, на
небесах, было невозможно, поэтому люди должны были переместиться на землю,
обретя физическое тело. Пройдя через земные испытания, согласно учению Церкви,
все люди воскреснут. Идеи милленаризма находят отражение в представлениях
мормонов о втором пришествии Иисуса Христа и его тысячелетнем царстве – по-
следнем тысячелетии существования земли. Христос в течение этого тысячелетия
будет правителем. Он установит на земле справедливые законы, гарантирующие ос-
новные права и свободы всех народов. В соответствии с протоколами, находящими-
ся на небесах, будет вершиться суд над умершими. Каждый, в зависимости от своей
земной жизни, попадет в одно из трёх царств – целестиальное, терреcтиальное и те-
лестиальное, о которых говорится, что они подобны солнцу, луне и звездам. В до-
полнении к этим царствам есть место без славы, называемое «тьма внешняя», пред-
назначенное для тех, кто совершит непростительный грех. Таким образом, и это
полностью согласуется с основными идеями христологии и христианской сотерио-
логии, Бог, являясь Всемогущим Правителем неба и земли, подготовил план спасе-
ния людей, исполнение которого дарует вечную жизнь с ним. Грехи же, совершае-
мые людьми, могут сделать это невозможным. Поэтому Бог – Небесный Отец во ис-
купление грехов послал на Землю Своего Сына – Иисуса Христа. Своей смертью и
последовавшим за ней воскресением Христос преодолел физическую смерть и ко-
нечность земного существования. Благодаря Его жертве люди получили благосло-
вение и должны следовать Христу и Его учению. Бог являет собой истину, которую
человек может познать или получить только в случае соблюдения всех Божествен-
ных заповедей. Божественная истина открывается людям через Пророков – правед-
ных людей, избираемых Богом, которым посредством откровения Он сообщает
Свой план по спасению людей. Пророки наделены Богом властью совершать по-
ступки от Его имени и учить других людей Божественному плану. В постижении
истин, получаемых от Бога через Пророков, людям помогает Святой Дух. Первым
Пророком Ц. И. Х. С. п. д. был Джозеф Смит. Таковы догматическая и гносеологи-
ческая стороны вероучения мормонов. Онтологический аспект учения мормонов за-
ключается в признании того, что «материя не может быть невещественной. Дух есть
материя, но более утонченная, или более чистая…» (Учение и Заветы, 131:8). В духе
астрально-мифологической концепции религии Б. К. Ф. Вольнея и Ш.Ф. Дюпюи вы-
держаны космогония и космология мормонов. Верховное Божество пребывает на
планете Колоб. При этом Солнце называется Шинихой, Луна – Олей, а звезда – Ко-
кобом. Бог – существо материальное, имеющее физическое тело и пребывающее в
пространстве и времени. Ему свойственны как телесные потребности, так и душев-
ные страсти. Происхождение на Земле людей становится очевидным из слов Бога,
обращённых к Аврааму: «Я умножу тебя и семя твое после тебя подобно этим; и ес-
ли ты сможешь сосчитать число крупинок песка, то таково будет число потомков
твоих» (Драгоценная жемчужина. Книга Авраама, 3:14). Антропоморфизация Бога
дополняется своеобразным представлением о Троице, в рамках которой Бог Отец,
Иисус Христос и Святой Дух рассматриваются как отдельные личности, единые в
своей цели, но играющие различные роли. Бог – Небесный Отец, Иисус Христос –
Спаситель и Искупитель, и Святой Дух – откровитель истины, причем, согласно ве-
роучению Церкви, Святой Дух, являясь членом Божества, обладает телом из духа,
которое имеет человеческий образ. В соответствии с теологической доктриной Ц. И.
Х. С. п. д., Бог-Отец также имеет еще одного сына – Люцифера, который, утратив
своё божественное предназначение, превратился в дьявола. Когда Бог-Отец населил
Землю людьми, то, предвидя их будущие грехи, выбрал Иисуса Христа, чтобы по-
слать Его в качестве Спасителя. Это обстоятельство озлобило Люцифера, т.к. он
также претендовал на роль Спасителя. Он увлёк за собой треть всех детей Бога -
людей. История рода человеческого излагается в учении Ц. И. Х. С. п. д. в соответ-
ствии с Ветхим и Новым Заветами. Дополнения делаются лишь к Апокалипсису св.
Иоанна Богослова. Эсхатологические чаяния мормонов связаны с особой ролью
Америки и их Церкви в будущих судьбах мира. Будущее Царство Божье пред-
ставляется мормонам в качестве идеального общества. Своеобразной видится и со-
териология мормонов, напрямую связанная с их учением об ангелах и духах. Поми-
мо богов существуют еще ангелы и духи. Ангелы – это души тех умерших людей,
которые, хотя и следовали вероучительным и этическим нормам Ц. И. Х. С. п. д., но
не имели супруга и детей. Одинокие люди воскреснут в материальных, физических
телах. При этом они пребудут в Царстве Божьем, но будут Ангелами служителями.
Духи же – это предсуществующие ангелы, имеющие возможность воплотиться на
Земле и благодаря этому получить полноту бытия. Помимо Бога, выступающего в
единстве трёх лиц, ангелов и духов, существуют еще и боги. При этом множество
богов в данном случае не является политеизмом, поскольку богами становятся по-
сле смерти совершенные (праведные) люди. Значительное место в учении мормонов
отводится этической составляющей. Все учения Церкви (например, запрет на
употребление алкоголя, табака, наркотиков, кофе, чая, за исключением травяного
или цветочного, а также создание семьи для вечности и т.п.) в своей основе имеют
этот ключевой элемент этической доктрины. Поскольку мировое развитие, согласно
учению мормонов, подчинено «закону прогресса» – стремлению ко всё большему
совершенству (этот закон распространяется и на Бога, и на человека, являющего со-
бой «Бога в зародыше»), постольку существует зло, которое рассматривается как
восстание против «закона прогресса». Представления мормонов о наличии зла в ми-
ре в целом соответствуют общехристианским воззрениям, согласно которым роль
Бога в мире (в этом аспекте) сводится к функции ограничения и конкретизации, что
оказывается полезным и в области этики. Подобный подход освобождает Бога от
ответственности за существующее в мире зло, поскольку как последнее ограниче-
ние, Бог лишь отделяет добро от зла, а вовсе не обладает универсальной властью
над миром. Понимание зла как небытия (а это было свойственно ряду античных
философов, например, Платону, и его последователям), приводит к важнейшему для
всего христианского учения результату – отрицанию субстанциональности зла.
Мормоны исходят из необходимости точного соблюдения и поддержки закона. Чле-
ны церкви обязуются быть законопослушными гражданами, участвовать в государ-
ственных делах, включая выборы и службу в вооружённых силах. Так же они счи-
тают юридически необходимым соблюдение принципа свободы совести и вероиспо-
веданий, что влечёт за собой выполнение со стороны государства следующих усло-
вий: право поклоняться Богу; право собираться; право на самоуправление; право
общаться с членами Церкви; право на статус и деятельность в качестве юридическо-
го лица; право публично заявлять о своих убеждениях; право свободного передви-
жения. Культ мормонов включает в себя пять главных таинств: крещение через
полное погружение в воду только по достижении восьмилетнего возраста; дарова-
ние Святого Духа; рукоположение в чины священства; причащение хлебом и водой;
храмовые таинства, включая заключение брака на время и на вечность. Помимо
этого у мормонов существует т. н. заместительное крещение для мёртвых. Такое
крещение осуществляется только в отношении родственных кому-то из членов
Церкви людей, которые умерли, не имея возможности познать Евангелие. После
собственного крещения мормоны крестятся ещё и в отдельности за каждого из этих
лиц (умерших родственников), тем самым давая им возможность принять Евангелие
в потустороннем мире. Брак или запечатывание (sealing) у членов Церкви имеет две
стороны: светский брак только для земной жизни супругов (таинство может совер-
шаться в Доме собраний, а не в Храме) и вечный брак, не упраздняемый смертью,
если супруги запечатали свой брак и семью навечно (совершается только в Храме
носителями священства). Члены Церкви исходят из того, что запечатывание имеет
силу только в случае соблюдения абсолютной супружеской верности и поддержания
нравственного образа жизни, исполненной служения. Храмы Ц. И. Х. С. п. д. стро-
ятся для совершения такого рода таинств, назначение которых – объединять членов
семьи в вечный союз. Для обычных еженедельных богослужений храмы не предна-
значены. Такие богослужения, во время которых читаются проповеди и исполняются
гимны, проходят в Домах собраний. Поскольку, согласно учению мормонов, благо-
словения доступны не только живущим, но и умершим, которых представляют жи-
вые члены Церкви, последние часто выступают в качестве доверенных лиц своих
умерших родственников. В этой связи Церковь создала самую большую в мире ге-
неалогическую библиотеку – Библиотеку семейной истории. Она находится в цен-
тре Солт-Лейк-Сити. Повседневные и еженедельные культовые мероприятия про-
водятся в Домах собраний. Иногда в одном и том же доме собираются члены не-
скольких приходов. Во всём мире насчитывается около 16 тысяч Домов собраний,
из них в Европе – около 1500. Храм же строится лишь тогда, когда численность и
активность членов Церкви в данном регионе достаточно высока. В настоящее время
в мире функционирует 114 Храмов. Храм могут посещать только достойные члены
Церкви. При этом у мормонов отсутствует поклонение кресту. По понедельникам
члены Церкви проводят семейный домашний вечер. Один раз в неделю проводится
т. н. молодежный вечер (для юношей и девушек от 12 до 18 лет), включающий об-
щественно полезный труд, оказание помощи нуждающимся, спортивные игры, уро-
ки, танцы и т.п. Один раз в месяц проводится вечер общества милосердия, а также
визиты домашних учителей (мужчин) или навещающих сестер (женщин). Церковная
организация мормонов строго иерархична. Во главе стоит Президент Церкви (Про-
рок), непосредственно получающий откровение от Бога. Он имеет двух советников,
которые помогают Президенту в обсуждении важнейших проблем и принятии ре-
шений. Все вместе они называются Первым Президентством. Помимо Первого Пре-
зидентства существует Кворум Двенадцати Апостолов. Из членов данного Кворума
избирается Президент Церкви. Место пребывания Первого Президентства и Квору-
ма Двенадцати Апостолов – г. Солт-Лейк-Сити. Члены Первого Президентства и
Кворума Двенадцати Апостолов осуществляют регулярные поездки по всему миру,
во время которых встречаются с членами Церкви и руководителями местных рели-
гиозных общин. Помимо этих организационных структур, существует еще Кворум
Семидесяти, состоящий из миссионеров, осуществляющих служение в различных
странах и регионах (территориях). Каждой территорией руководит Президентство
территории, состоящее из Президента и двух советников, являющихся членами Кво-
рума Семидесяти. Всё священство разделяется на две части: высшее священство –
священство Мелхиседека, имеющее два чина: первосвященник и старейшина; низ-
шее священство – священство Аарона, имеющее три чина: священник, учитель и
дьякон. Судебные функции исполняются епископами, назначаемыми из числа пер-
восвященников. На местном уровне семьи и отдельные члены Церкви объединяются
в небольшие группы – приходы (в США, например, средний приход насчитывает
около 300-400 человек, в России в среднем – около 100 человек). Главный принцип
образования прихода – чтобы все его члены знали друг друга лично, поэтому прихо-
ды столь немногочисленны, даже в Юте. Руководят приходом – его Президент или
Епископ и два советника. В России несколько приходов составляют округ, духовное
руководство которым осуществляют Президент округа и два советника. Округа и
приходы определённой географической местности образуют миссию. Во главе мис-
сии стоят Президент миссии и два советника. Кроме всемирной духовной, Ц. И. Х.
С. п. д. имеет и всемирную светскую (мирскую) юридическую организацию, в
функции которой входит управление мирскими делами церкви – ведение бухгалтер-
ского учёта, строительство церковных зданий, обеспечение соблюдения законода-
тельства, распространение учебных материалов и многое др. При этом существуют
юридические различия в организации Ц И. Х. С. п. д. в разных странах. Например, в
США церковные организации формируются в виде корпораций на уровне штата. В
России же, напротив, Церковь зарегистрирована как Централизованная Религиозная
Организация «Религиозная Ассоциация Ц. И. Х. С. п. д. в России», включающая в
себя местные религиозные организации. Образованию в Ц. И. Х. С. п. д. практиче-
ски с первых дней её существования уделялось большое внимание. Церковью осно-
вывались школы как для детей, так и для взрослых. В 1850 в Солт-Лейк-Сити был
основан Университет Дезерет – один из первых американских университетов к за-
паду от р. Миссури. Ныне это государственный университет штата Юта. Разделение
между светским и религиозным образованием, в соответствии с Конституцией
США, привело к тому, что светское образование можно было получить в общест-
венных школах и университетах, а религиозное в церквях или даже в частных до-
мах, в качестве дополнительного к светскому. Система церковного образования со-
стоит из четырёх программ: 1. религиозное образование (семинарии и институты
религии); 2. университеты и колледжи Церкви; 3. образование для взрослых и про-
должение образования; 4. начальное и среднее образование (в некоторых районах за
пределами США). В России в настоящее время обучение религии осуществляется в
следующих формах: самостоятельно (а также в семье), на занятиях Воскресной
школы, на семинарах по изучению Священных Писаний для молодежи (по возрас-
тным группам) и в ходе собраний церковных обществ. Обучение религии согласно
вероучению не имеет характера образовательной деятельности и не сопровождается
констатацией достижения обучающимися лицами установленных государством об-
разовательных уровней и выдачей документов об образовании. Оно осуществляется
на непрофессиональной основе, через добровольное безвозмездное служение членов
Церкви, призванных обучать других членов Церкви. В рамках этой программы пре-
дусмотрено углублённое изучение Священных Писаний: Библии, Книги Мормона,
Учения и Заветов, Драгоценной Жемчужины и истории Церкви. В настоящее время
организация религиозного образования имеет место более чем в 90 странах мира.
Помимо религиозного, мормоны поддерживают и светское образование членов сво-
ей церкви, финансово помогая, за счёт Постоянного Фонда Образования, студентам
из малообеспеченных семей. В 1875 Церковью был основан Университет Бригама
Янга (г. Прово, 75 км от Солт-Лейк-Сити). В нём обучается различным специально-
стям около 30 тыс. студентов. При университете функционирует Миссионерский
центр, в котором проходят подготовку будущие миссионеры Церкви. Свою историю
в России Церковь ведёт, начиная с 1843, когда Джозеф Смит направил в Российскую
Империю двух миссионеров – Орсона Хайда и Джорджа Дж. Адамса. В 1895 в С.-
Петербург был послан старейшина Август Джоэл Хоглунд. 11.06.1895 он крестил в
р. Неве двух первых членов Церкви в России - семью эмигрантов из Финляндии,
жившую в С.-Петербурге. В 1900 в Кёнигсберге (Калининграде) был сформирован
приход. 6.08.1903. в С.-Петербурге в Летнем саду член Кворума Двенадцати Апо-
столов Френсис Лайман произнёс молитву освящения. До 1917 С.-Петербург и др.
крупные города России посещали представители Ц. И. Х. С. п. д. Революционные
события в России и установление советской власти прервали миссионерскую дея-
тельность почти на 90 лет. Деятельность Церкви в России была возобновлена в
1989, когда были крещены несколько российских граждан, проживающих в Венг-
рии, Финляндии и Италии. В янв. 1990 состоялся первый приезд миссионеров Ц. И.
Х. С. п. д. в Россию. Они прибыли в С.-Петербург (Ленинград), а затем в Москву.
Официальное признание в бывшем Советском Союзе Ц. И. Х. С. п. д. получила на
муниципальном и национальном уровнях. Первым, 13.09.1990, был официально
признан небольшой приход в С.-Петербурге. 28.05.1991 Ц. И. Х. С. п. д. была офи-
циально признана в России. К фев. 1992 в России насчитывалось около 750 членов
Церкви, были образованы Московская и С.-Петербургская миссии. С увеличением
количества последователей росло и число новых миссий, которые были открыты в
Самаре, Ростове, Новосибирске, Екатеринбурге, Владивостоке. По данным Мини-
стерства юстиции РФ на 1.01.2004 в России зарегистрировано 50 общин. Общее ко-
личество последователей более 16 тыс. человек. Имеются Дома собраний в Москве,
Выборге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Уфе, Энгельсе (Саратовская обл.), Зе-
ленограде (Московская обл.) и др. С 1993 на рус. языке издаётся журнал «Лиахона».
Е.С. Элбакян