Вот у подруги брат двоюродный покончил жизнь самоубийством.
Нашли статью ст. Балларда об этом. Возможно, кому-то поможет.
Самоубийство:
О чем-то мы знаем, о чем-то – нет
Старейшина М. Расселл Баллард
Из Кворума Двенадцати Апостолов
Лиахона, март 1988 г.
Помню, как посещал похоронную службу пожилого человека, который покончил жизнь самоубийством. Его жена умерла за много лет до того, и, по мере того как угасало его здоровье, ему начало казаться, что ему совершенно незачем жить. Постепенно он стал затворником у себя дома. Почти инвалид, он не мог посещать друзей или даже сходить в магазин. Пищу ему доставляли на дом. Ему не хватало церковных собраний, не хватало регулярного общения с другими членами его кворума священства.
Хотя он почти не мог передвигаться, доктор уверил его, что он еще проживет не один год. "Вы же не пьете и не курите, - сказал он. – Вы хорошо о себе заботитесь. За исключением того, что вы привязаны к дому и находитесь в инвалидном кресле, других проблем со здоровьем у вас нет".
И хотя доктор говорил это, стараясь утешить, мужчину это только огорчило. Этот добрый брат ощутил, что его земная жизнь потеряла всякую ценность, и хотел воссоединиться со своей любимой женой в духовном мире. Чем больше он думал о смерти, тем больше она его привлекала. Всю свою жизнь он был верным прихожанином, отслужил на двух миссиях, с усердием выполнял призвания руководителя в разные годы жизни. Но когда он начинал думать о том, какое освобождение ему принесет смерть, его разум приходил в смущение. Очевидно, он пришел к выводу, что, лишив себя жизни, решит все свои проблемы.
После похорон я беседовал с его близкими. Как и можно ожидать, они очень сильно переживали по поводу того, что сделал их отец и дедушка. Они испытывали различные чувства: горе, гнев и вину. "Ну, почему я не замечала, насколько подавленным он был! – сказала одна из дочерей. – Тогда я, возможно, смогла бы ему помочь, и этого бы не случилось".
Один из сыновей довольно резко сказал: "Никогда не думал, что отец может так глупо поступить. Ну, что тут скажешь? Если бы он нас любил, то никогда бы этого не сделал!"
Боль и смущение
В этом высказывании сосредоточилось то отчаяние, которое испытывали они все: "Больше надежды у отца нет. – сказал он. Это было более похоже утверждение, чем на вопрос. – Все хорошее, что он совершил в жизни, больше не имеет никакого значения. Теперь, когда он убил себя, он на вечность должен быть в телестиальном царстве". И он заплакал.
Чувства, выраженные тогда этими членами семьи, испытывают многие Святые последних дней, старающиеся пережить самоубийство любимого человека или друга. Боль и неуверенность, которые они испытывают, причиняет огромные страдания, с которыми сложно справиться.
К сожалению, эта проблема затрагивает многих. К несчастью, проблема существует и среди членов Церкви, а не только людей, кто таковыми не являются.
Лишение себя жизни действительно ведет в трагедии, потому что всего один такой поступок оставляет за собой множество жертв: сначала самого погибшего, а затем десятки людей – его близких и друзей, которые остались одни, некоторые – лицом к лицу с годами острой боли и смущения. Жертвы, оставшиеся в живых, часто с отчаянием борются со сложными эмоциями. Помимо этих чувств горечи, гнева, вины и непринятия, которые испытывают жертвы в своей семье, члены Церкви несут еще одно бремя. Цель их земной жизни, насколько мы знаем, состоит в том, чтобы пройти все испытания и в итоге вернуться и жить в целестиальном царстве. Тот, кто совершает самоубийство, перекрывает всякий путь к этому, полагают некоторые люди, и обрекает себя на существование в телестиальном царстве.
Так ли это? Как на самом деле обстоят дела с самоубийством?
Что говорят об этом Пророки?
Пророки доносят до нас некоторые важные принципы, относящиеся к самоубийству, но некоторые из них возможно понять немного не так. Давайте обратимся к некоторым фундаментальным учениям Пророков, связанные с этим.
Во-первых, Президент Джордж К. Кэннон, член Первого Президентства, открыто говорил о серьезности самоубийства: "Человек не создал самого себя. Это не он дал своему духу временное телесное пристанище. Человека создал Бог, телесно и духовно. А потому у человека нет никакого права уничтожать то, в созидании чего он не участвовал. Те, кто так поступают, виновны в убийстве, в убийстве самого себя, и это так; но те, кто убивают самих себя, имеют не больше причин для оправдания, чем те, кто убивают других. Насколько будут различаться наказания за эти два преступления, я не знаю, но совершенно ясно, что никто не может уничтожать драгоценный дар жизни, не получив за это строгого наказания" (Gospel Truth, 2 vols., Salt Lake City: Zion’s Book Store, 1957, 1:30).
Такое же сильное заявление сделал Президент Спенсер В. Кимбалл в 1976 году: "Какое ужасное преступление – пойти и пресечь свою жизнь, совершив самоубийство" (Teachings of Spencer W. Kimball, edited by Edward L. Kimball, Salt Lake City: Bookcraft, 1982, p. 187).
Эти заявления сами по себе, кажется, не оставляют надежде никакого места. Однако, как бы они ни настаивали на серьезности суицида, в них ничего не говорится о конечной участи людей, лишивших себя жизни.
Ныне усопший старейшина Брюс Р. Макконки, когда-то служивший в Кворуме Двенадцати, обобщил учения многих руководителей Церкви следующим образом: "Суицид заключается в том, чтобы добровольно и преднамеренно лишить себя жизни, особенно когда совершающий его человек находится в трезвом уме и здравой памяти… Под влиянием сильного стресса люди могут терять контроль над собой, их разум затуманивается настолько, что они уже не отвечают за свои поступки. Таких нельзя осуждать за то, что они покончили с собой. Необходимо также помнить, что право судить остается за Господом, Он знает все мысли, намерения и способности людей; и Он в Своей бесконечной мудрости все расставит на свои места в свое время" (Mormon Doctrine, Salt Lake City: Bookcraft, 1966, p. 771; some italics added.)
Только Господу известно всё
Не так давно меня попросили выступить на похоронной службе моего хорошего знакомого, который совершил самоубийство. Зная его лично, зная обстоятельства, изучив доктрину по этому вопросу, я испытал трудности, пока готовил речь. Чувство покоя пришло лишь тогда, когда я осознал, что только Господь может честно рассудить. Только Ему известны все факты и только Он знал намерения сердца моего друга. Меня утешила мысль, что земная жизнь, проведенная в праведности и служении людям, конечно, будет принята Господом во внимание, когда Он станет судить этого человека. Возможно, говоря о милости Господа, можно вспомнить слова Алмы:
"План восстановления требуется правосудием Божиим; ибо необходимо, чтобы все было восстановлено в своем надлежащем порядке. Вот, необходимо и справедливо, согласно силе и воскресению Христа, чтобы душа человеческая была возвращена в свою плоть и каждая часть плоти восстановлена обратно на свое место.
И правосудие Божие требует, чтобы люди были судимы за свои дела; и, если дела их в этой жизни были добры и желания сердца хороши, то и должны они быть восстановлены в последний день и присоединены к тому, что добро" (Алма 41:2–3).
Мне кажется, суд за грехи не такой тривиальный и предсказуемый, как кажется некоторым из нас. Господь сказал: "Не убий". Значит ли это, что осужден будет каждый человек, совершивший убийство, вне зависимости от обстоятельств? Я думаю, Господь видит разницу между намерениями и обстоятельствами: возможно, человек, лишивший себя жизни, был психически болен? Возможно, он был настолько угнетен, что не мог контролировать себя или управлять своими эмоциями? Возможно, самоубийство стало трагическим, скорбным зовом на помощь, который так долго никто не слушал, или все произошло быстрее, чем предполагала жертва? Может, он или она не поняли серьезность того, что они делают? Может, он или она страдали от химического дисбаланса компонентов их тела, что и привело их к отчаянию и потере самоконтроля?
Понятно, что мы не знаем всех обстоятельств, сопутствующих каждому суициду. Только Господь знает все точно, и только Он будет судить все, что происходит здесь, на Земле.
А когда Он станет нас судить, я думаю, Он примет к сведению все обстоятельства: наши генетическую и химическую составляющие, состояние нашего разума, наши интеллектуальные способности, полученные нами учения, традиции наших отцов, наше здоровье и так далее.
Из Писаний мы узнаем, что кровь Христа искупит грехи всех людей, "которые умерли, не зная воли Божией в отношении себя, или которые согрешили в невежестве" (Мосия 3:11).
Выходит, что человека, никогда не слышавшего о Слове Мудрости, например, и который стал алкоголиком, будут судить иначе, нежели того, кто слышал о Слове Мудрости и понимает его, а затем принимает решения, ведущие его к алкоголизму.
В книге "Чудо прощения" Президент Кимбалл немного говорит об ответственности людей, совершающих самоубийство. "Один священник, которого я достаточно хорошо знал, повесился. Его обнаружила жена. – пишет Президент Кимбалл. – Его мысли привели довели его до того, что он покончил с собой. В течение двух лет или даже больше он замыкался в себе и чувствовал себя подавленным. Конечно, к мысли о самоубийстве он пришел не в одночасье, потому что я знал его счастливым, отзывчивым человеком. Должно быть, это зрело в нем долго, и сначала он контролировал ситуацию, но чем ближе к концу, тем это становилось сложнее. Ни один человек, находясь в 'здравом уме', особенно если он понимает Евангелие, не позволит себе дойти до такой 'точки невозврата'" (The Miracle of Forgiveness, Salt Lake City: Bookcraft, 1969, p. 106).
“По делам совершённым”
Как замечательно, что Пророк Джозеф Смит объяснил ситуацию:
"В то время, как одна часть человеческого рода немилосердно судит и осуждает другую, Великий Родитель Вселенной смотрит на всю человеческую семью с отеческой заботой и родительским вниманием… Он мудрый Законодатель и будет судить всех людей, [не по узким и ограниченным людским понятиям, но] 'по делам, совершенным в теле, будут ли они добрыми или злыми'; и совершены ли они в Англии, Америке, Испании, Турции или Индии…
Нам нет нужды сомневаться в мудрости и разуме великого Иеговы, Он будет судить или миловать все народы согласно их заслугам, их способам обретения разума, законам, по которым ими управляют; согласно предоставленным им средствам получения верных сведений и Его неисповедимым замыслам в отношении семьи человеческой; и когда замыслы Бога будут явлены и распахнется завеса будущего, мы все в конечном счете должны будем признать, что Судия всей Земли поступил справедливо" (Учения Президентов Церкви, Джозеф Смит, 2007, стр. 445).
Из слов Пророка я делаю важный вывод: самоубийство – это грех, очень серьезный, и все же Господь не будет судить человека, совершившего такой грех, сугубо по этому поступку. Господь будет рассматривать обстоятельства и степень его самоконтроля в момент совершения поступка. Разумеется, это не дает никакого права оправдывать свое совершения греха; в таком случае не оправдает нас и Господь, если я правильно понимаю. Мы должны постоянно стремиться изо всех сил следовать примеру Спасителя во всем, что мы делаем. И все же давайте не забывать, что духовный рост приходит "строка по строке", что ключ к нему – в духовном мире, как и в смертном, -- продолжать продвигаться по верному пути.
Немного личного
Недавно я слышал о том, как члены семей жертв суицида помогают страдающим людям, дают им надежду. Должен сказать, что поступки членов Церкви не определяют доктрины Церкви. И все же подобные дела созвучны тому, о чем мы говорили выше. Первая такая история связана с молодой женщиной, чей отец покончил с собой, когда ей было пять лет. Отец не был членом Церкви, его дочь стала членом Церкви спустя много лет.
Она насказывает: "В детстве у меня было едва уловимое чувства, что мой отец чего-то сильно ожидает от меня. В моей церкви меня учили, что если человек убивает себя, то попадает в ад. Но мне казалось, что даже если убивать себя неправильно, он сделал это из желания облегчить жизнь своей семье (он был алкоголиком и ничего не мог с этим поделать). Я начала исследовать Библию, пытаясь найти, что могло с ним произойти. Прошло какое-то время, и ко мне пришло понимание, что он каким-то образом избавился от всего тяготившего его, и теперь я должна что-то для него сделать. Я все думала, что можно сделать для человека, которого уже нет в живых? И получала ответ: когда-нибудь ты узнаешь.
В конце концов я стала членом Церкви Иисуса Христа Святых последних дней. Когда я впервые услышала о крещении для умерших, меня переполнили чувства. Теперь я знала, чего ждал от меня мой отец! Я сделала все необходимое и отправила его имя в храм в Айдахо-Фоллз, и у меня была возможность видеть, как один брат крестился за моего отца. В том же месяце было выполнено его облечение. Меня не покидает чувство, что он принял эти таинства и получил великие благословения".
Другую историю мне рассказал член Церкви, чей отец покончил с собой после продолжительной болезни. Многое позволяет помочь описание недавних открытий медицины.
Новый уровень медицинской помощи
"Никогда не забуду, как мне позвонил в то утро в 1977 году лейтенант полиции и сообщил о самоубийстве моего отца. Отец был приятным, добрым человеком, который и мухи бы не обидел. Он всегда знал, что его тело – это храм. И все же что-то в его теле пошло не так и он очень тяжело заболел.
Позднее, в 1980 году, с моим собственным телом произошли ужасные изменения, и я понял, что чувствовал отец в недели, предшествующие его смерти. Мне поставили диагноз – гипертиреоз. Мое тело прошло через то же, что и тело моего отца. Я четыре месяца провел без сна. Снотворное не помогало. Если я и засыпал, то сразу просыпался, обливаясь потом. Многие из симптомов тесно отразились на моем эмоциональном состоянии. Я испытывал страх и был в глубокой депрессии. В течение 18 месяцев я принимал лекарства, и болезнь, наконец, отступила. Я благодарен, что нашелся врач, способный мне помочь.
Этот опыт помог мне лучше понять смерть моего отца. Я провел глубокие исследования и обнаружил, что в до 1979 года о гипертиреозе не было практически ничего известно. Он может передаваться по наследству, и с тех пор, как это произошло со мной, болезнь была выявлена у двух моих двоюродных братьев по линии отца. Я также нашел статью одного врача, который рассуждал о том, сколько людей с проблемами химического толка, которые можно решить медицинскими методами, живет в заведениях для душевно больных людей
Возможно, мой папа страдал от той же болезни. На основании всего, что я узнал, я пришел к выводу, что так и было. Это помогло мне лучше пережить его смертью. Когда человек, который пристально заботится о себе, вдруг так быстро угасает от болезни, я склонен думать, что это какая-то новая болезнь.
Папа верил в Господа всем своим сердцем, и у него было крепкое, прочное свидетельство. Причина его смерти, может, и омрачило его пришествие в духовный мир, но никак не прекрасные пятьдесят лет, что он прожил на Земле.
Я знаю, что мой Небесный Отец любит меня, присматривает за мной и дает тот покой, которым я сейчас наслаждаюсь".
Эта история свидетельствует о покое, который наш Небесный Отец может принести оставшимся в живых.
Не совладали с потерей
"К моменту, когда моя мама совершила самоубийство, она уже потеряла своего земного спутника жизни, у нее было слабое здоровье, и она не могла заставить себя принять помощь. Она рассказывала моей тете, что она как-то смогла бы пережить потерю моего отца или сложности со здоровьем, но уж никак не обе эти проблемы вместе взятые. Это было за два дня до ее смерти. Мне кажется, о суициде она начала задумываться очень скоро после того, как мой отец погиб в автомобильной катастрофе. Я беспокоилась о ней и даже поговорила с ее врачом, но мы ничего не сделали. Думаю, причиной стало отсутствие понимания, с которым мы сталкиваемся в обществе в подобных ситуациях.
Я верю, что Господь будет судить всех по-разному и в зависимости от обстоятельств. Я искренне искала руководства от Небесного Отца, чтобы Он мог помочь мне природу самоубийства. И я поняла, так же отчетливо, как все, что я знаю от Бога, что этим людям отведено место в Царстве Отца, и не просто во тьме и отчаянии: они могут получить утешение и покой".
Конечно, мы не можем ориентироваться на конкретный опыт этих людей. Мы не знаем, в какой мере этим людям открывается дверь навстречу духовному росту и развитию в праведности, пока они сами не примут благословения возвышения. Они совершили очень серьезный грех, и, возможно, некоторые его последствия останутся с ними на вечность. Только Отец наш Небесный знает полный ответ на вопросы, которые задает наше сердце относительно людей, лишающих себя жизни.
Но совершенно очевидно, что надежда есть. Президент Джозеф Ф. Смит узнал об этом к концу своего продолжительного служения в Церкви. В видении ему была открыта работа спасения среди умерших. Он писал:
" Я увидел, что когда верные старейшины этого устроения уходят из смертной жизни, они продолжают свои труды, проповедуя Евангелие покаяния и искупления через жертву Единородного Сына Божия среди тех, кто находятся во тьме и в узах греха в великом духовном мире умерших.
Раскаявшиеся умершие будут искуплены через повиновение таинствам дома Божия,
И после того, как они уплатят за свои согрешения и отмоются, они получат награду согласно делам своим, ибо они наследники спасения" (Учение и Заветы 138:57-59).
Я благодарен за великий план спасения, который уготовил для нас наш Отец Небесный. Это – план великой справедливости и великой любви.
Размышляя над тревогами и болью тех, чьи близкие лишили себя жизни, я нахожу глубокое утешение и веру в обещании Господа и благословениях, которые придут к нам, если мы останется верными в этой жизни: "Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается" (От Иоанна 14:27).