Определяя эзотерику
Теоретические размышления об эзотерических формах миропонимания
Виталий Хромец :: аналитика / магия / религиоведение / эзотерика
Share
0
Share
Эзотерика, мистика, магия, мистицизм, оккультизм, мистическая и магическая практика, хиромантия, спиритизм и даже теософия очень часто воспринимаются как явления одного порядка, а зачастую и тождественные по форме и содержанию, с неким ореолом таинственного. Все бы ничего, если бы этот интерес распространялся лишь на небольшую группу энтузиастов таинственного, или же группу ученых, которые «таинственное» избрали предметом своего исследования.
Однако заметно, что в наше время ко всему вышеперечисленному имеется неуменьшающийся интерес. Значительное место на центральных и местных телеканалах отводится на передачи, в которых повествуют о феноменах, выходящих за рамки человеческого понимания. Кроме того, часто и на телевидении, и на радио можно увидеть и услышать разного рода экстрасенсов, ворожей, гадалок, которые предлагают свои услуги. Газеты пестрят предложениями помощи: сниму порчу, верну мужа, приворожу любимого, верну потенцию и т.д. И, разумеется, интернет играет огромную роль в популяризации «таинственного».
В чем проблема?
В интернете вообще крайне мало ресурсов, которые бы предложили четкое разграничение упомянутых выше феноменов. Первая ссылка по ключевому слову «эзотерика», конечно же, на Википедию, «свободную энциклопедию». Начало статьи, где идет речь о целях эзотерики, дает некоторую надежду: автор указывает на характерные черты эзотерики и эзотеризма, но ниже, когда он пытается раскрыть конкретные исторические формы эзотерики, начинается полная путаница. Чего только стоит фраза: «Во времена Средневековья такие направления, как астрология, алхимия и магия были почти стандартными предметами учебного плана мистически-образованного адепта того времени». Как оказывается, мистическая образованность включала астрологию, алхимию и магию, и можно сделать вывод, что мистика включает вышеперечисленные «дисциплины», а для того чтобы стать мистиком или мистически-образованым адептом, нужно обязательно пройти эти предметы. Где и кто учится, и какой диплом получает по окончанию учебы, автор статьи не указывает. По ходу чтения статьи возникает вопрос, а кто же эти эзотерики-мистики-маги-алхимики-астрологи-маги-оккультисты? Автор далее вспоминает масонов, теософию, антропософию.
Как результат у читателя в голове полная каша, очень много слов, которые объясняют, что такое эзотерика, но которые, в свою очередь, сами требуют объяснения. Это лишь один пример, на основе анализа одного из наиболее посещаемых ресурсов, а ведь часто приходится слышать: «а вот в Википедии написано…». Мне это напоминает интеллектуальный каламбур, к которому привели произведения Дэна Брауна, когда студенты на семинарах по религиоведению апеллируют к книгам Брауна как к первоисточникам.
Именно из описанной выше ситуации возникает желание прояснить и разграничить столь завораживающие понятия как эзотерика, мистика, магия и им подобные с академической точки зрения. Параллельно мы будем обращаться к наиболее распространённой информации из сети интернет, с целью не только показать некорректность некоторых формулировок и определений, но и обосновать адекватный подход к вышеуказанным понятиям.
Эзотерика
Three Aspects Sealing Nullification. Автор: David Chaim Smith
Понятие «эзотерика» происходит от греч. esoterikos – внутренний, скрытый. Этому понятию противопоставляется понятие «экзотерика» от греч. exoterikos — внешний, открытый. Предание говорит, что греческий философ и математик Пифагор территорию своей школы разделял на две части: внешний и внутренний дворики, на экзотерическую и эзотерическую часть. Неофит, проходя этапы посвящения, перемещался из внешнего дворика во внутренний. Соответственно, эзотерика – это переход от внешнего к внутреннему, от общедоступного к тайному. О подобном переходе говорит и мистика, и магия, и алхимия. Соответственно, понятие «эзотерика», является наиболее широким понятием (технический термин), в объем которого входят мистика, магия.
Таким образом, исходя из этимологии слова, его употребления, и при минимальной проблематизации понятия «эзотерика», можно увидеть, что это понятие включает в свой объем разнородные феномены. Для того, чтобы очертить круг этих феноменов, нужно ответить на два вопроса: 1. Что является сущностью эзотерики? 2. Какие характерные черты эзотерики?
Весьма важной сущностной чертой, которые позволят нам объединить разнородные феномены в пределах понятия «эзотерика», является наличие измененных состояний сознания (ИСС). ИСС – это сознание, отличное от нормального среднестатистического сознания, которое из принятой нами терминологии можно назвать экзотерическим сознанием. В ИСС иные предпосылки знанию, чувствам, поведению. Но если бы мы остановились в определении эзотерики лишь на основе наличия ИСС, то например, состояния алкогольного опьянения также должны были бы быть отнесены к эзотерике. Для того чтобы ещё более четко очертить круг понятия «эзотерика» необходимо обозначить следующие характерные черты: 1. наличие тайных знаний; 2. наличие интенсивных переживаний; 3. ориентированность эзотерики на практическое изменение человека соответственно ее идеалам.
Магия и мистика
Выше уже говорилось о том, что в объем понятия «эзотерика» входит мистика и магия. При незатейливом сравнении становится видно, что и мистика, и магия указывает на необходимость наличия тайного знания, интенсивного опыта и изменения человека, и все это путем изменения сознания. На основе этого часто делают вывод, что это тождественные, или почти тождественные феномены. И что же мы получаем вследствие такого сравнения? Что обнаруживаются общие черты, но возникает вопрос: насколько они являются главными (сущностными). Так, можно сравнивать зайца и капусту и найти общую основу, но совершенно очевидно, что заяц и капуста в главном (сущностном) – это нечто отличное друг от друга. Что же является главным для мистики и магии?
Основным критерием разграничения мистики и магии являются их цели, которые ставятся перед адептами. Даже беглый анализ христианской, буддистской, и любой другой мистической традиции показывает общее стремление мистиков к переживанию абсолюта или абсолютного. Мистика ориентирует на самое предельное. В зависимости от мистической традиции, абсолют или абсолютное, предельное, понимается по-своему, но общей чертой является то, что оно является самоцелью. Магия, напротив, ориентирует своих адептов на использование высшей силы/сил для достижения утилитарных целей. Но тут нужно сразу сделать уточнение: например, христианин, который молится Богу, чтобы он послал исцеление от болезни, тоже ориентирован на утилитарный интерес, но он лишь спрашивает соизволения, а Бог «решает», ниспосылать здоровье, или нет. Для магии Бог является ненужным звеном. Схема в магии простая: есть цель, и есть средства её достижения. Это дало основания Дж. Фрезеру указать на схожие черты магии и науки: и первая, и вторая основываются на вычленении законов и закономерностей. Это знание, которое позволяет достигать результатов.
Мистика и магия имеют ряд общих характеристик (родовых признаков), на основании чего их можно включить в объем понятия «эзотерика», но мистика и магия имеют отличающие характеристики (видовые признаки), которые позволяют их разграничить (это то, что мы обозначили как цели). Эзотерика является родом по отношению к мистике и магии, которые являются ее видами.
Мистицизм и оккультизм
Танец дервишей, мусульманских мистиков, последователей суфизма. Фото: Vladimer Shioshvili/Flickr
Очень важными, в связи с нашей попыткой четко разграничить понятий связанных с таинственным, являются понятия «мистицизм» и «оккультизм».
В случае «мистицизма» Википедия дает на редкость корректное определение. «Мистицизм (от греч. μυστικος — скрытый, тайный) — философское и богословское учение, а также особый способ понимания и восприятия мира, основанный на эмоциях, интуиции и иррационализме». Человека, который предлагает такое учение или который его придерживается, называют мистиком. Возникает вопрос, а почему последователь мистицизма называется мистиком, если производным будет «мистицист», а слово «мистик» является производным от «мистика». Это опять нас ввергает в языковую эквилибристику. Если «мистика» и «мистицизм» являются синонимами, то это возможный выход из этой языковой игры. Существительный суффикс «изм» чаще всего указывается для обозначения учения. Учение – это всегда концептуальное обобщение. Следующий вопрос, который возникает: что обобщает мистицизм; на основе чего формируется богословское или философское учение (о чем шла речь выше)? Обобщается мистический опыт, полученный вследствие мистического переживания. Может также обобщаться самоотчёт мистиков, то есть сам опыт автором не переживается, но он обобщает то, что было ему поведано этот опыт пережившим. То есть мистицизм генетически связан с мистическим опытом, однако мы предлагаем разграничивать мистический опыт и мистицизм, который является его концептуализацией (обобщением). И первое, и второе является частями комплексного феномена, который мы предлагаем называть мистикой.
Осталось прояснить еще один важный и часто встречающееся в этом контексте понятие «оккультизм». Зачастую ошибки в определении заключаются в восприятии оккультизма как общего названия мистических учений. Можно провести следующую аналогию: если бы две футбольные команды вышли на поле и начали забивать мяч в одни ворота, спустя несколько минут игра бы стала фарсом. Так и в нашем случае: определяя мистику, нас отсылают к оккультизму, определяя оккультизм, – к мистическим учениям. Возможно, такая путаница связана с этимологией этих слов. Мистика (от греч. μυστικος – скрытый, тайный); оккультизм (от лат. occultus — тайный, сокровенный). То, что по-гречески мистика, то по-латыни оккультизм, и наоборот. Но если проследить словоупотребление понятия «оккультизм», то четко прослеживается связь с магической практикой: оккультизм – это попытка раскрыть законы мироздания для того, чтобы получить знания и влиять на мир и человека.
Оккультизм – это концептуализация (обобщение) магической практики, непосредственно, если обобщающий является практиком, или на основе самоотчёта тех, кто практикует. Оккультизм генетически связан с магической практикой и является от нее производным. Магическая практика и оккультизм включаются в более общее понятие «магия». Последнее является ещё одним термином, который может внести путаницу, а именно: «магизм». И, если провести полную аналогию с парой мистика – мистицизм, то нужно было бы употреблять в паре с термином «магия» термин «магизм» – как концептуализацию магической практики. Однако кроме этимологии слова важно обращаться к истории словоупотребления. Так вот, термин магизм как концептуализация магической практики встречается крайне редко. Магизм чаще всего понимается как сила, которой наделен маг. Употребление понятий «оккультизм» и «магизм» как синонимов встречается крайне редко.
Все выше сказанное можно представить в таблице:
Эзотерика
Мистика Магия
Мистический опыт Магическая практика
Мистицизм Оккультизм
Предложенная теоретическая конструкция требует демонстрации на основе конкретных исторических форм мистики и магии, которые будут представлены в последующих публикациях.