Церковь Иисуса Христа святых последних дней

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



хочу поделиться

Сообщений 1 страница 23 из 23

1

мне бы очень хотелось, чтобы и у нас в Церкви был бы интерес к такому образованию
проблема есть
а это такая радость

знать

Искусствовед Ирина Языкова: Сейчас настало время ликвидации религиозной безграмотности

24.06.2008 22:59  Версия для печати 

Ирина Языкова – историк искусства, автор книг по иконописи, преподает в трех высших учебных заведениях: Коломенской духовной семинарии, Российском православном институте св. Иоанна Богослова (РПИ) и Библейско-богословском институте св. апостола Андрея (ББИ). Она поделилась с «Благовест-инфо» своими мыслями о состоянии и задачах религиозного просвещения и богословского образования в России.

-- Вы осознанно пришли в Русскую Православную Церковь давно, еще в 70-е гг. Каким вы видите сегодняшний этап церковной жизни, каковы его приоритеты?

-- 20 лет назад, когда Церковь «разрешили», были большие надежды, прежде всего в области просвещения, а сейчас – некоторое недоумение: то, что называют сегодня возрождением, идет скорее вширь, а не вглубь. Если люди выбирали христианский путь в 70-80-е гг., не говоря уже о более раннем времени, они знали, на что шли, многим рисковали. А сегодня наоборот – осознание ценности исповедания как-то потерялось. Человеку кажется, что, придя в Церковь, он уже знает, что и как делать. Но посмотрите, как часто люди, которые считают себя православными, живут мифологическим сознанием, многие из них не знают Священного Писания или знают очень поверхностно, совсем не интересуются историей Церкви, и это меня очень печалит. Сегодня так бурно обсуждается необходимость преподавания в школе «Основ православной культуры», но я думаю, что до этого еще далеко: разве уже достаточно людей, которые могут это делать? А многие предлагаемые учебники – на низком уровне. К сожалению, и безграмотных священников тоже пока достаточно.

Поэтому основная проблема – это религиозное просвещение. Я думаю, что сейчас настало время ликвидации религиозной безграмотности.

-- С чего же надо начинать?

-- Уверена, что не с преподавания ОПК в школе, не с детей, а, конечно, с взрослых. Во-первых, с духовного образования – тут большое поле для деятельности. Беда в том, что в семинарию (я вижу это по Коломенской семинарии) часто приходят молодые люди, уровень школьного образования которых очень низок. Часто на занятиях я встречаюсь с тем, что некоторые не освоили даже школьную программу по литературе, по истории, а упомянешь кого-нибудь из философов – а кто это? Но ведь современный пастырь должен быть образован всесторонне: ему приходится не только уметь служить, но говорить с современным миром, с самыми разными людьми, а это невозможно без обладания светской культурой. Прекрасные примеры у нас есть: это митрополит Антоний Сурожский, конечно, о. Александр Мень, о. Всеволод Шпиллер, о. Александр Шмеман, архиепископ  Михаил (Мудьюгин), о. Георгий Чистяков – они имели и светское, и церковное образование, и умели говорить с миром. А у нас, как правило, или светский человек, или церковный. А сегодня так делить нельзя.

-- Сейчас не только священники, но и миряне могут получить богословское образование. Это сравнительно новое явление для России.

-- Часто кажется, что богословское образование нужно исключительно для Церкви, а оно, на самом деле, очень нужно и для мира. Это тот мостик между церковным и светским, между личным исповеданием и общественным служением. К сожалению, богословское образование в нашем обществе еще не заняло подобающего места. Хотя постепенно богословское образование для мирян укрепляет свои позиции, само принятие светского стандарта по теологии это подтверждает.

--А где, в каких областях  востребованы богословские знания мирян?

-- Вот я упомянула о стандарте, и  уже на этом уровне ощущается необходимость в богословском образовании: мы сталкиваемся с тем, что люди, которые вырабатывают эти стандарты, сами не имеют такого образования. Когда наш Библейско-богословский институт проходил аккредитацию, мне запомнилось признание одного министерского работника, который сказал: «Чтобы вас проверить, нужно закончить ваш же институт». Действительно, это было бы неплохо! Мы были бы рады готовить таких специалистов.

А журналисты! Когда ваш брат пишет о религиозных проблемах, я все время думаю: хорошо бы они сначала поучились! Или издательское дело: сейчас издается очень много религиозных книг, но переводчики и редакторы западной богословской литературы зачастую просто перевирают даже очень известные фамилии. Например, второй по известности после Папы Бенедикта XVI богослов Карл Ранер переводится как Рахнер -- стыдно! А Лютера можно вообще не узнать в переводе под именем Люфера. А что такое Трентский собор? [Тридентский собор – ред.] Положительное и отрицательное богословие? [катафатическое/апофатическое богословие– ред.] Очень много безграмотного, особенно в переводной литературе. А ведь плохо изданная книга играет обратную роль.

Преподавателям православной культуры одного педагогического образования тоже недостаточно. Мне приходится читать лекции об иконах в самых разных аудиториях, в том числе и среди педагогов средних школ. И первое, что спрашивают, – конечно, о мироточении, или от какой болезни какая икона помогает. Но это к науке не имеет никакого отношения! Не хочется, чтобы на этом уровне шли разговоры о православной  культуре. Преподавателям богословское образование тоже бы не помешало.

Выпускники ББИ, например, востребованы в редакциях, в преподавании, в переводческой работе, в журналистике, даже на телевидении – видно, что в разных сферах эти знания нужны.

-- А в чем особенность Библейско-богословского института?

-- Вот сейчас мы часто слышим про «вызовы времени», и действительно, Церкви на них нужно ответить. А кто будет эти ответы формулировать? Это задача как раз для образованных православных богословов. Но мне кажется, те богословские учебные заведения, которые у нас есть, такую задачу не ставят. Это не в укор, у них свои задачи: Свято-Тихоновский университет, например, готовит людей для внутрицерковной работы, и это необходимо и хорошо. РПИ тоже ориентирован на церковную и околоцерковную среду, на православные гимназии, лицеи и т.д. А ББИ ставит вопросы прямого диалога с миром: религия и наука, культура и богословие, межконфессиональные отношения, межрелигиозный диалог – это самые острые вопросы выхода в мир. И чтобы христианину выйти в мир с такой сформированной позицией, нужны глубокие знания, ему недостаточно просто веры. Вся учебная программа ББИ на это нацелена. Например, она построена на православной основе, но для изучения других религий или конфессий мы приглашаем их носителей. Есть у нас преподаватели, которые могут блестяще работать «на стыке» наук: например, физики и богословия (сейчас вышла прекрасная книга Алексея Нестерука «Логос и космос»), богословия и психологии, культуры, могут представить богословский взгляд на биологию.

-- Ну, в этой области каждый считает себя специалистом!

-- Да, здесь дилетантизм удручает особенно. Например, сейчас даже многие священники, не вникая глубоко в проблему, становятся на позиции креационизма, воюют с эволюционизмом, но если вникнуть в их аргументы – элементарная неграмотность! Например, недавно один очень уважаемый протоиерей говорил, что змей, который искусил Адама и Еву, стал потом в наказание дождевым червем. Другой – защищает телегонию [учение, утверждающее, что на потомство женской особи влияют все ее предыдущие половые партнеры]. А третий утверждает, что вообще не было ни питекантропов, ни австралопитеков, что это все выдумки ученых…

--??

-- Абсолютно серьезно, такое часто, например, на Рождественских чтениях можно услышать… И в прессе, уж не говорю о том, что с авмона говорится. А люди потом скажут: вот, Церковь так считает… Чтобы не компрометировать таким образом Церковь, лучше дать слово специалистам. В ББИ, например, такие есть: Галина Леонидовна Муравник, наш преподаватель, много лет читает курс о биологии и богословии, и подготовила учебник, который мы надеемся издать. Это было бы важно, т.к. в этой области тоже достаточно штампов и мифов. Например, распространено мнение, что Дарвин утверждал, будто человек произошел от обезьяны. Но Дарвин этого никогда не утверждал! Да и биология сегодня продвинулась гораздо дальше Дарвина, эволюция понимается гораздо сложнее. А наши православные стереотипы остались на уровне XIX века! Есть и с другой стороны казусы: наш уважаемый Нобелевский лауреат, академик В. Гинзбург рассуждает о богословии, не имея о нем представления, и это немножко по-детски звучит, когда он говорит, что в Библии одни сказки.

Большинство наших студентов уже имеют первое высшее образование, кто гуманитарное, кто естественное, кто техническое, и это хорошо, потому что богословие позволяет им осмыслить с новой стороны раннее приобретенные знания. А вся наша издательская программа направлена на то, чтобы помочь людям освоить наработанное в мировом богословии, которое активно взаимодействовало с разными областями науки в ХХ в. Многие изданные в ББИ богословские труды получили гриф учебного пособия и широко используются не только в светских вузах, но и в духовных академиях.

--Будет ли такой подход востребован в Церкви и в обществе?

-- Хочется надеяться. Что касается общества, даже неудачная попытка введения ОПК проявила потребность в широком введении богословского образования. Но важно, какого уровня должно быть это образование, потому что заменять незнание мифологией больше невозможно. А вот в Церкви это меньше пока осознается. Конечно, Церковь имеет всю полноту знания как мистическое Тело, но чтобы реализовать эту полноту в диалоге с миром, необходимо сотрудничество со светской наукой. И здесь тоже есть подвижки, особенно молодое поколение священников это понимает. Кстати, некоторые из них приезжают на летние богословские школы ББИ – это такой богословский интенсив, который мы проводим не первый год.

Уверена, что богословское образование сегодня не роскошь, а насущная необходимость. Мир интенсивно развивается сегодня, а Церковь, как правило, отстает. Это не значит, что Церковь должна бежать за миром, но во многих вопросах она могла бы его опережать, особенно если речь идет об этических и культурных вызовах. Церковь не может и не должна жить в гетто, куда ее загоняет уже не политическая ситуация, а элементарная безграмотность.

Беседовала Юлия Зайцева

http://www.blagovest-info.ru/index.php? … p;id=21264

2

Мне очень понравилось, как автор говорит о связи общего уровня образованности человека с религиозным. На самом деле, это важно. Начинать-то надо именно с азов, со знания мирского! В этом отношении Церковь очень мудро уделяет такое большое внимание образованию.

В У и З 88:77-80 написано, что мы должны изучать разные науки обо всем, а не только телогию:

--о всем сущем на небесах и на Земле и под Землей (астрономия, геология, география и т.д.)
-- о том, что было (история), что есть (новости мировые) и о том, что скоро сбудется (прогнозы, слушать руководителей)
--о событиях, поисходящих у вас дома  и за границей (в том числе политология)
--о войнах и смятениях среди народов и наказаниях, которые совершаются на Земле
--знания о странах и царствах

Так что нас призывают постоянно расширять свой кругозор, читая не только Священные Писания, но и еще много чего.

Про общий уровень богословского знания хорошо сказано. У нас тоже этого в Церкви хватает! Иногда люди свидетельствуют, как хорошо на Крещение водички набрать... Но тут понятно, что знания накапливаются постепенно.

Я так рада, что у нас есть сцор, где мы можем получать определенные знания разного характера (мы же не просто сидим там и читаем СП, мы берем исторический контекст, географию, современную обстановку и т.д.)!!! У нас есть ВШ, занятия ОМ и КС и много чего еще! В этом отношении просто здорово, что мы не приходим  в Церковь только чтобы принятьпричастие, но еще и учимся там!!! Ура!!

3

Вот, прочитала и думаю очень здравая мысль...
у себя, думаю, они быстрее нас наведут порядок.

Новости в стране
"Р. Кадыров: Главная угроза для России не террористы, а наркомания, алкоголизм и разврат
[10-04-2009] «Говорят, что главный источник угрозы для России — это террористы. Мы сумели договориться с сепаратистами, мы вывели их из леса. Они служат в наших частях, служат России. Но с наркоманом нельзя договориться. С алкоголиком нельзя договориться. С проституткой нельзя договориться. Вот беда России», - заявил в интервью газете «Завтра» президент Чечни Рамзан Кадыров.

По мнению чеченского лидера, если ситуация не изменится, то Россия станет самой слабой страной и если не начать борьбу с наркоманией, алкоголизмом, распутством, «то мы проиграем».

«Сколько детей в России не знают, кто их отцы, какой они национальности. Они без корней, без привязанностей, без духовных основ. Я ввел духовно-нравственное воспитание. Это наш пятый национальный проект. Мы привлекли духовенство, школьных учителей, университетских преподавателей, лучшую интеллигенцию», - говорит Кадыров.

«Наш главный способ управления — духовное воспитание народа. Нравственность перестала быть ценностью, а ценностью стал разврат. Развратные страны и народы не выживают. Я рассказывал в Москве, как мы в Чечне избавились от игорного бизнеса. У нас было много игорных клубов, много точек, где стояли автоматы», - приводит слова чеченского президента «Завтра».

«Один раз я встречался со старейшинами, - добавил Кадыров. - Они говорят: «Рамзан, у нас такая тяжелая ситуация, эти «игроки» начали брать пенсии у бабушек и относить в игорные дома. Разводы. Муж продал машину, дом, все проиграл». Я собрал всех руководителей и тех, кто курировал игорный бизнес, и сказал: «Помещения игорных домов превратите в компьютерные классы. В классы английского языка, в кружки технического творчества. Вы позволяете забирать у народа деньги, и народ вас проклинает. Вам сутки на переоборудование помещений».

«Многие были недовольны, - рассказывает глава Чечни. - В прессе писали: «Кадыров провозгласил шариатское правление». Я сказал: «Опросите народ, правильно ли я поступил?» Я закрыл игорный бизнес, и он у нас больше не существует. Алкоголизм. Я запретил продажу спиртных напитков в течение суток, кроме двух утренних часов, когда дети учатся, а взрослые работают. Алкоголизм пошел на убыль. Я использовал свое право по закону Российской Федерации. У нас аварийность снизилась, хулиганство, разборки исчезли. Я раздавил все точки, где продавались наркотики. Я уничтожил их «железной рукой». Это же может сделать руководитель любого российского региона».

«Я знаю, что на том свете меня будут спрашивать за все, что я сотворил на земле. Я — глубоко верующий человек и хочу жить в согласии с Всевышним. Политика, руководство, управление — все это ничто перед лицом Всевышнего. Здесь, на земле, мы можем выступать коллективно, в группах, партиях. А на небе каждый из нас отдельно предстанет перед Всевышним. Индивидуальный ответ, личная ответственность перед Богом», -
заявил Кадыров.

«Судьба России, - по его словам, - зависит от законов, которые в ней господствуют. Законы принимаются в Думе. Кто среди депутатов? Алкогольный бизнес — он представлен депутатами. Игорный бизнес — он представлен депутатами. Наркомания — кто-то в Думе защищает наркоторговцев. Все они мешают очищению». «Руководитель региона должен показать народу, что он чист и праведен», - считает Кадыров."

http://www.islam.ru/rus/2009-04-10/?single=26139

4

Хм.
Сомнительно все это.

5

Vladimir написал(а):

Сомнительно все это.

Что сомнительно?
Диагноз или лечение?

6

Сомнительно то, кто диагноз ставит.
Сомнительна мотивация и реализация.
А про лечение и говорить нечего.

7

Melodia написал(а):

Один раз я встречался со старейшинами, - добавил Кадыров.

МОЛОДЕЦ!! Ну и как? Не крестился пока?

Если серьезно, игры азартные будут существовать, пока есть человечество. Хоть как запрещай. Это я о том, что полностью все вычистить не удастся. Но хорошо, что хотя бы так, частями, люди пытаются.

8

Игровой бизнес убрали, так люди переключились на лотерею. Сама несколько раз за последнюю неделю наблюдала, как люди стоят на улице и с жадностью стирают эти бумажки. Это больные, зависимые люди. Им должны близкие помогать, а без поддержки, они найдут чем им удовлетворит свою потребность.

9

Помогать им надо, неоспоримо.
Да вот насильно мил не будешь.

Как победить эту болезнь, если пациент не хочет этого, вот вопрос!

10

Да, к сожанению жизнь показывает, что свои мозги не вставишь :( Вроде человек все сам знает, все понимает, но потом срывается. А вот уж если человек не считает что он болен и тем более не хочет от зависимости избавляться, то тут, мне кажется, ничего не сделаешь. Кто ищет (хочет), тот всегда найдет...

11

Помниться мне, давно, на заре появления игровых автоматов, решил попробовать, что это за чудо такое "однорукий бандит".
Дело было в Суздали, в гостинице, где мы жили со съемочной группой, стояли эти автоматы.
Я получил суточные и на радостях решил испытать на себе радость игры.

Игра увлекла.
Я нажимал на кнопочки, дергал за рычаг, все так красиво сверкало, бренчало и булькало, что радовало.

Периодически я что-то незначительно выигрывал, но дело закончилось тем, что я проиграл все полученное на неделю.
Правда особо не огорчился, потому что удовольствие  все ж таки получил.
И вот с тех пор и не играл практически в азартные игры.

12

А не тянет? Ведь воспоминания как от полученного удовольствия?

13

Не, не тянет.
В автоматы не тянет.

Я получал удовольствие от процесса.
Скажем, в боулинг или бильярд тоже можно получить удовольствие.
Хотя должен признать, что  в однорукого тяга проявляется сильнее.

Вот в карты сыграл бы.
Скажем, в тысячу или в кинга.
Но тоже не играл уже лет 10.
Не  с кем, да и время жалко.
И вот это, пожалуй, самое главное.

14

Vladimir написал(а):

в однорукого тяга проявляется сильнее

а почему?

15

азарт появляется
желание, чтобы картинки совпали
чтобы я стал победителем

так иногда бывает с компьютерными играми

16

Наверно именно на это ощущение люди и "подсаживаются"? Надежда... Стремление добиться своего любой ценой? Вот и оставляют в казино квартиры и машины. Теперь наверно остались тотализаторы...

17

еще есть лотереи
бега, карты, спортлото....

18

Vladimir написал(а):

Вот в карты сыграл бы.

Vladimir написал(а):

Но тоже не играл уже лет 10.

ну и?? Давайте чемпионат форума по покеру организуем!! Или межконфессиональный чемпионат? А?

Вспомнилось, когда довелось быть в Вегасе, мы зашли в казино, посмотреть на народ. Стало просто физически страшно за них: сидят люди разных возрастов, положений и уровня интеллекта, все бледные, голодные, дергают за рычажки, а глаза, как прожектора... Сколько они там часов силят, знают только они. До сих пор картинка в голове. Страшно. Вот так посмотришь, и даже начинать играть не захочется.
Раньше у нас на Денди была игра "Однорукий Джек", и мы в нее с удовольствием играли. Но когда видишь вживую, что происходит с людьми...

19

Vladimir написал(а):

Вот в карты сыграл бы.

Лучше в шахматы.

20

я бы  в покер хотел бы поиграть

21

Vladimir написал(а):

я бы  в покер хотел бы поиграть

ставлю квартиру, машину и гараж!

:D

22

ок
заметано
а я рубль
неденоминированный

правда правил не знаю

23

Vladimir написал(а):

правда правил не знаю

А зачем правила? Прячете в рукав пять тузов (один запасной)... Желательно одной масти...

Так, что-то мы в сторону от темы ушли. Может, открыть тему "правила азартных игр"?