Коллеги.
Познакомьтесь.
Смоленский случай: протестанты как фактор политической жизни "православной" страны
Ситуация вокруг выборов мэра Смоленска стала исключительной и первой попыткой использования протестантской карты в политических играх. 1 марта 2009 года "православный" кандидат от партии "Единая Россия" Валерий Разуваев, поддержанный викарием Смоленской епархии РПЦ МП епископом Вяземским Игнатием (Пуниным), проиграл на выборах мэра Смоленска.
Мэром Смоленска был избран самовыдвиженец Эдуард Качановский (28, 5% голосов). Кандидат от партии "Единая Россия" Валерий Разуваев пришел к финишу третьим и получил 17,56%. Перед выборами Качановский вступил в "Единую Россию", но в ходе кампании вместе с рядом иных кандидатов был исключен из партии, так как выдвинулся против официального кандидата"Единой России", как отмечают политологи, бизнесмена с неоднозначной репутацией, председателя кооператива"Лаваш", депутата областной думы Валерия Разуваева(он ведет бизнес совместно с двумя братьями, один из которых возглавляет ночной клуб "Губернский развлекательный центр"). Разуваеву не помогла активная поддержка епископа Игнатия и даже главный лозунг финальной части его кампании"Доверяешь Путину – голосуй за Разуваева".
Участие викария Смоленской епархии РПЦ МП епископа Игнатия в предвыборной кампании в виде поддержки одного из кандидатов вызвало критику со стороны лидеров других христианских церквей. По Смоленску расклеены плакаты, где вместе представлены Валерий Разуваев и епископ Игнатий под надписью "Любить город – заботиться о людях". Под фотографиями соответственно подписано "Валерий Разуваев" и "Епископ Игнатий". Более того, по почтовым ящикам жителей Смоленска была распространена листовка кандидата от партии "Единая Россия" бизнесмена Валерия Разуваева под названием "Нас спасет вера". На ней напечатана фотография кандидата с супругой, где они держат в руках иконы. В листовке указывается, что православная вера занимает особое место в жизни кандидата. Кроме того, в листовке объясняется, что православие – это "правильная вера" и приводится текст Символа Веры.
Как отметил епископ Объединения церквей ЕХБ по Смоленской области Виктор Игнатенко над плакатами, которые расклеены по всему городу с Разуваевым и епископом Игнатием все смеются и говорят: "это наш будущий мэр и вице-мэр". По мнению Игнатенко, участие религиозных объединений в политической деятельности вообще-то запрещено и на то есть определенные правила и законодательство. "Священнослужители все-таки не должны привлекаться к политической агитации", заметил глава баптистского объединения.
Вместе с этой акцией православного кандидата была устроена провокация в отношении другого кандидата. 12 февраля по городу была распространена газета под названием "Спецвыпуск Российского Союза евангельских христиан-баптистов (ЕХБ) для Смоленска", где баптисты якобы выступают в поддержку кандидата Сергея Маслакова. Как подчеркнул Виктор Игнатенко, этот кандидат не имеет никакого отношения к баптистской церкви, не был никогда прихожанином баптистской церкви. В распространенной газете указывается явная ложь, что газета выпущена Союзом баптистов при поддержке избирательного фонда Маслакова. В газете указан ее тираж – 70 тысяч экземпляров. В запущенной политтехнологами газете, по словам пресвитера Виктора Игнатенко, содержится подложное обращение и интервью главы Союза баптистов Юрия Сипко с его фотографией, а также некоторых других якобы баптистских деятелей. В газете баптизм представляется угрозой православию, а кандидат якобы намерен вместо Православной церкви поддерживать протестантизм, живущий на "американские деньги". Исходя из фальшивки, православие в области срочно нуждается в защитнике.
Сложившуюся ситуацию прокомментировал также пастор Объединенной методистской церкви Смоленска Александр Второв: "После отъезда из Смоленска патриарха Кирилла уже к 11 февралю большинство горожан обнаружили в своих почтовых ящиках фальшивку "Протестант", которая явно направлена на разжигание межрелигиозной вражды, ведь для постсоветского обывателя все протестанты - сектанты (и слово "сектант" равно слову "баптист"). Одновременно в своих почтовых ящиках смоляне обнаружили и агитку православного кандидата, где утверждалось "Мы - православные христиане, потому что наша вера правильная или православная, христианская". Людям внушалось, что протестантизм (возможно и католицизм) - это не правильная вера, не христианская. Неделю спустя, беспрецедентной по наглости и цинизму акции, по всему городу появились рекламные щиты этого кандидата совместно с епископом Игнатием (не с гражданином Игорем Пунином)".
По словам Второва, у него возникли следующие вопросы: "1. Допустимо ли в предвыборных компаниях участия Церкви, с использованием религиозного превосходства? 2. Почему власть попустительствует разжиганию межрелигиозной вражды? 3. К кому и как мне обратиться, чтобы пресечь рецидив (повтор провокаций) Игнатия? 4. В случае избрания мэром Смоленска кандидата, которого поддерживает Игнатий, будут ли для нас - протестантов, созданы резервации и где?".
Уже 12 февраля епископ Виктор Игнатенко обратился в прокуратуру Смоленской области и в Управление ФСБ с просьбой разобраться в ситуации и возбудить уголовное дело по факту распространения фальшивки. 13 февраля Виктор Игнатенко встречался с самим кандидатом в мэры Сергеем Маслаковым, который сообщил, что также обратился с заявлением в прокуратуру Смоленской области с требованием разобраться в источнике подобных провокаций.
Однако в конце февраля Сергей Маслаков был неожиданно снят с выборов. Ленинский районный суд удовлетворил одну из трех исковых претензий кандидата на пост главы Смоленска единоросса Валерия Разуваева в отношении своего конкурента Сергея Маслакова. Они заключались в якобы незаконной публикации фотографий супруги Маслакова, привлечении его предвыборной кампании муниципальных служащих и изготовлении печатной продукции с использованием нелицензионного программного обеспечения. Первые две позиции суд отклонил, признав обоснованность последней. В связи с этим так называемый "баптистский" кандидат был исключен из списка кандидатов в мэры.
Ситуация на выборах мэра Смоленска (епархии патриарха Кирилла, которой он пока управляет) показательна, поскольку ярко демонстрирует то, что многие чиновники и политики недоговаривают. Большинство кандидатов в депутаты, мэры и губернаторы, заявляют о своей приверженности православию и о стремлении защищать Родину от невидимых врагов. В Смоленске эти враги были названы и использованы в целях продвижения одного из кандидатов. Фальшивая газета "Протестант", в которой Союз баптистов якобы поддерживает кандидата Маслакова, составлена людьми, прекрасно осознающими, о чем они пишут. Фальшивка сделана по всем правилам пиар-технологий. Кандидат якобы хочет сделать смоленскую землю баптистской, а псевдопасторы уверяют, что православие изжило себя и что они готовы получать деньги из бюджета области. Одновременно на самом видном месте в фальшивке глава Союза баптистов как будто бы объясняет, почему баптистам нужны американские деньги. Кандидат Маслаков вроде бы опровергает обвинения в адрес баптистов, а на самом деле ловко перечисляет все приписываемые им пороки от педофилии до многоженства, хотя кого-кого, а уж баптистов в этом никогда не обвиняли. Пиарщики действовали по принципу – главное упомянуть, а опровержение никто и не запомнит.
Самое интересное, что фальшивка очень хорошо сочетается с листовкой другого кандидата Разуваева – от партии "Единая Россия", где он представлен как защитник православной веры. Безусловно, никто не знает источника фальшивки, очерняющей баптистов, но, по заявлению главы Объединения баптистов Смоленской области Виктора Игнатенкова, в этом деле обещала разобраться прокуратура и УФСБ.
В этой истории есть и третье действующее лицо – викарий Смоленской епархии РПЦ МП епископ Игнатий (Пунин), который отпечатан на всех предвыборных плакатах вместе с Разуваевым. Начиная с 1990-х годов, не было ни одного случая, когда подобное поведение православного епископа осуждалось или было бы признано незаконным вмешательством в политическую деятельность. Губернаторы и мэры часто обращаются к поддержке духовной власти в лице местного епископа. При этом, когда главы регионов еще избирались, благословение архиерея РПЦ МП далеко не всегда было гарантией победы губернатора — в некоторых случаях проигрыша "православного" кандидата епископу приходилось начинать сложный процесс налаживания контактов с новым губернатором.
Смоленский конфликт вокруг выборов произошел далеко не случайно – для него была подготовлена соответствующая почва. Местные власти и представители Смоленских благочиний Смоленско-Калининградской епархии РПЦ МП с конца 1990-х годов проводили политику по дискриминации религиозных меньшинств – пресечению их миссионерских и социальных акций. Наряду с этим, протестантизм исторически укоренен на Смоленщине. Первые общины евангельских христиан в Смоленской области образовались в 1905 году благодаря служению миссионеров из Санкт-Петербурга. В Смоленске церковь начала свое существование в 1910 году, первые собрания верующих проходили в частном доме у одного из ее представителей. В 1937 году все церкви в Смоленской области были закрыты советской властью. Проповедники, регенты хора, хористы, лидеры молодежи, хозяева домов, в которых собирались верующие, активные рядовые члены церкви были расстреляны или отправлены в Сибирь.
Постсоветское время сформировало особую православную земскую идеологию, которая вновь возродила после религиозного бума 1990-х годов подозрительность и фобии в отношении идейных врагов православной России – "сектантов". И до революции 1917 года и в эпоху атеистических репрессий "сектанты" были инородным элементом – они стали также врагом и православно-советского сознания.
В отношении протестантов были возрождены все слухи и небылицы, которые придумывали про них советские безбожники. В 2004 году "Смоленские губернские ведомости" (№ 30, 27 июля – 2 августа) опубликовали статью В. Солодчук "Десногорск оккупировали баптисты", где описана ситуация вокруг церкви евангельских христиан-баптистов "Слово Христово". Церковь занимается благотворительной деятельностью, оказывая помощь детскому дому "Солнышко", школе-интернату, организует бесплатные обеды для малоимущих. Газета отметила: устраивая обеды для детей, баптисты не предоставляют "документов, положенных при организации детского питания", тогда как "одна старая баптистка говорила, что можно есть мухоморы". Кроме того, по информации издания, баптисты проводили проповеди и молитвы в общеобразовательной школе, заставляя детей снимать нательные кресты, запрещая креститься. Тогда же православная епархия начала традицию доносов против других христианских церквей. Представители епархии направили в связи со сложившейся ситуацией письма мэру Десногорска Михаилу Хоботову и начальнику Департамента по науке, образованию, молодежной политике области Сергею Захаренкову.
Настоящим криком души стало Открытое письмо пастора церкви евангельских христиан-баптистов села Каспля Смоленского района Владимира Калинина президенту России Владимиру Путину "Есть ли место баптистам в России?" (июль 2007 года). Письмо было вызвано напряженной ситуацией в селе, где поселковая администрация с оглядкой на местного православного священника, мешает деятельности Церкви ЕХБ. "Мне прямо заявляют, что если я русский, то просто обязан быть православным, и вообще нам баптистам здесь нет места" - пишет пастор в своем письме. "Жена главы администрации ходит в семьи тех, кто посещает нашу церковь, предупреждая их, чтобы они ушли из нашей церкви, а мне всенародно грозит "перегрызть горло" и Дом молитвы спалить". Во время проведения велопробега "Молодежь против наркотиков" летом 2006 года, который был согласован с администрацией Смоленской области, в Каспле собралось около 200 человек, но этому мероприятию воспротивился православный священник и глава администрации поселка запретил проводить намеченное мероприятии.
Пастор обратил внимание, на социальное служение, которое несла церковь в поселке: "Четыре года наша церковь сотрудничала с местным ПТУ №35. Мы оказывали огромную помощь детям без родителей, покупали обувь, вещи, канцелярские товары, новогодние подарки, оплачивали питание по 6-8 человек в месяц, устраивали концерты и совместные спортивные соревнования, неоднократно целыми автобусами возили по музеям и спектаклям и т.д. и т.д. Но чиновник из Смоленска Т. П. Довгий заместитель начальника департамента по образованию, науке и молодежной политике, со слов заместителя директора училища по воспитательной работе Е.М. Гришаенковой, узнав, что мы баптисты, приказала выгнать нас, как сектантов. В то же время православные там открыли молельную комнату".
"Почему меня - офицера около 30 лет защищавшего свою Родину, прошедшего пол Советского Союза – Среднюю Азию, Прибалтику, Россию не один раз подвергавшегося опасности, имеющего десятки благодарностей, грамот, ценных подарков, различных наград, в том числе и от имени президента Советского Союза М. С. Горбачева, несколько лет подряд лучшего руководителя в авиации ПВО Московского Военного округа вынуждают доказывать свою правоту, при этом противостоять антиконституционным действиям со стороны светских властей, которые согласно Конституции РФ должны одинаково защищать права людей независимо от взглядов. Я люблю свою страну и готов в случае для нее опасности защищать ее. Я законопослушный гражданин и хочу служить своей стране, но теперь уже священнослужителем", заключает пастор Калинин.
Однако голос баптистов не был услышан. Участие епископа Игнатия в предвыборной кампании не зря вызвало такой резонанс среди самих смоленских протестантов, поскольку Игнатий известен как человек, далекий от дипломатии и, видимо, старательно избегающий межрелигиозного диалога.
В январе 2008 года началось планомерное преследование Методистской общины Смоленска, созданной в 1989 году. По словам ее пастора Александра Второва, "22 января 2008 года епископ Вяземский Игнатий спланировал и провёл травлю Методистской Церкви направив одновременно обращение в правоохранительные органы: УБОП, Инспекция по делам несовершеннолетних, участковый, департамент по образованию, областное УВД и прокуратуру, где потребовал "принять меры по ограждению жителей нашего города и особенно молодёжи от данной псевдорелигиозной организации". В обращении епископа Игнатия, которое предоставили пастору в прокуратуре, говорится о том, что поводом для письма из епархии стало открытие колледжа при смоленской методисткой церкви. Епископ Игнатий утверждает в обращении: "Совершенно очевидно, что деятельность этого методистского колледжа направлена не на возрождение духовно-нравственных основ жизни нашего народа, а на его духовную гибель".
Вслед за обращением последовала серия проверок, которые в методистской церкви называют "акциями устрашения". Акции прошли 30 и 31 января, 4,11, 15 и 22 февраля 2008 года. В частности, в обращении Второва в руководство УБОП говорится: "30 января 2008 года в 10 часов утра двое сотрудников УБОП при УВД по Смоленской области по адресу г. Смоленск, ул. Ремесленная, дом 31, в здании Церкви, без сообщения оснований и повода их действий с пропагандой их религиозного превосходства и умышленно оскорбляя наши чувства, как граждан России, в связи с нашим отношением к религии подвергли меня и мою жену принуждению при определении нашего отношения к религии и вероисповедания". 31 января "приехал участковый в форме сотрудника милиции и опросил нас о нашем отношении к религии и вероисповеданию, о семейном положении, о работе Церкви, наши ответы он сопровождал записью в свой служебный блокнот".
На письмо от 3 февраля 2008 года от пастора ОМЦ Смоленска по поводу возможных причин проверок ответа не получено. О письме из Смоленской епархии РПЦ пастору Александру Второву стало известно 22 февраля. Тогда же пастор методистской церкви подал исковое заявление в суд на епископа Вяземского Игнатия (Пунина) о возмещении морального вреда.
Соответствующее заявление было направлено пастором также в прокуратуру. В нем отмечается, что по рекомендации Департамента образования Смоленской области с сайта ОМЦ Смоленска убраны материалы об открытии Миссионерского методистского колледжа. Помимо этого, пастор Александр Второв подробно описал последствия обращения со стороны епископа Смоленской епархии РПЦ. По мнению пастора, письмо епископа содержало в себе и повлекло на деле возбуждение национальной и религиозной ненависти и вражды, национального и религиозного превосходства, а также было сопряжено с принуждением к отказу от методистских убеждений и к вступлению в православие. Целью обращения епископа Игнатия, по словам Александра Второва, стала "травля местной религиозной организации "Объединённая Методистская Церковь" г. Смоленска методом преследования повальными проверками со стороны правоохранительных органов: УБОП при УВД по Смоленской области, Инспекцией по делам несовершеннолетних, участковым милиционером, департаментом по образованию Смоленской области, УВД по Смоленской области и Прокуратурой по Смоленской области, используя в качестве повода для преследования планы местной религиозной организации "Объединённая Методистская Церковь" г. Смоленска по созданию для её внутренних нужд миссионерского колледжа".
24 марта 2008 года религиозная организация ОМЦ Смоленска была ликвидирована по иску Смоленской областной прокуратуры, основанному в том числе и на обращении епископа Вяземского Игнатия (Пунина) по поводу образовательной деятельности христианской церкви методистов. В вину Методистской церкви ставится то, что она организовала воскресную школу "Наши сердечки", у которой нет юридического лица и лицензии. Накануне ликвидации Методистской церкви ее пастор Александр Второв обратился с открытым письмом к президенту РФ и к правозащитным организациям, где еще раз обвинил епископа Игнатия (Пунина) в "дискриминации последователей Методистской Церкви по признаку нашего неправославного вероисповедания и принадлежности к русской национальности, к славянской расе, так как Православная Церковь пытается склонить нас акциями запугивания в православие, считая, что все русские обязаны быть православными". В июне 2008 года Верховный суд России отменил решение Смоленского областного суда о ликвидации Объединенной методистской церкви Смоленска и вынес новое решение об отказе в иске прокуратуры Смоленской области о ликвидации методистской церкви.
Естественно, что после этого пастор Методистской церкви Александр Второв подал в суд на епископа Игнатия за разжигание межрелигиозной розни, но прокуратура области не позволила судить архиерея РПЦ МП, что также естественно. По словам Второва, в марте 2008 года многие из прихожан решили не идти на президентские выборы, поскольку их запугали именно представители органов власти. Пастор отмечает: "Люди находятся в шоке, как будто мы уже живем в православном государстве. Между тем, я родился в протестантской семье, мои предки были евангельскими верующими, мама – верующая методистской Церкви. И я хотел бы сказать епископу Игнатию, что я потомственный протестант и имею право жить на этой земле. Мы должны соблюдать Конституцию. Никуда на Запад я уезжать не собираюсь – пусть тогда уж делают резервацию для нас здесь в России".
По мнению евангельских верующих Смоленска, викарий Смоленской епархии РПЦ МП решил, скорее всего, продемонстрировать, как он борется с сектантами на примере маленькой общины. В марте 2009 года пастора Второва насторожил целый ряд совпадений – антипротестантская газета, где все протестанты в лице баптистов представлены конкретно и с указанием лиц врагами России, православный кандидат, которого активно поддерживает борец с протестантскими церквями епископ РПЦ МП Игнатий. В итоге в прокуратуру Смоленской области от имени пастора Второва было подано заявление о нарушении прав избирателей, избирательного законодательств и участии Смоленской епархии РПЦ МП в лице епископа Вяземского Игнатия в политической деятельности
В общероссийском масштабе протестанты далеко не случайно становятся, в том числе и помимо своей воли, участниками политической жизни. Прежде всего, самые исконные российские протестанты - баптисты - возвращают себе дореволюционную принципиальность и непреклонность, отстраненность от власти и чрезмерной лояльности к ней (что уже воспринимается как диссидентство). Это возвращение к своим традициям, прерванным и скаженным советским прошлым, хорошо видно на примере деятельности и выступлений главы Союза баптистов Юрия Сипко. Мировоззрение Ю. Сипко, выраженное в его интервью, является своеобразной общественной акцией в защиту гражданских прав - как верующих, так и неверующих. В начале и середине 90-х гг. многие энергичные евангелисты обвиняли лидеров РСЕХБ и консервативных старших пресвитеров в регионах в излишнем сервилизме перед властями и в пассивности в социальном служении.
С конца 90-х гг. новый руководитель Союза баптистов Ю. Сипко (сменивший в 2002 году на этом посту Петра Коновальчика) стал активнее поддерживать межцерковные социальные и миссионерские проекты и заявлять о приверженности протестантов демократическим принципам. В отличие от Петра Коновальчика, Юрий Сипко не вошел в Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ за свои критические высказывания в адрес власть имущих. По словам Ю. Сипко, он был "слишком прямолинеен в высказываниях о неправоте власти, что, естественно, не проходит без последствий" (Христианские Известия, № 8 (21), август, 2004). Ю. Сипко уверен в том, что статус члена Совета, безусловно, приносит пользу, но христианин должен быть последовательным во всем: "Всегда есть искушение войти через заднее крыльцо, но это постоянное желание действовать не по закону, а исходя из степени близости к власти, и губит нашу страну". Публичную роль церквей Ю. Сипко понимает, прежде всего, как энергичное и честное социальное служение, внимание к проблемам отдельного человека и критическое отношение к экспериментам прошлой и нынешней власти, попирающей свободу личности. По словам Ю. Сипко, высказанным им в интервью автору, "в этом обществе Церковь должна избегать революционного пафоса и не поддаваться на несостоятельную иллюзию построения полностью свободного от греха общества. Такая иллюзия была, к примеру, у лидера евангельских христиан 20-х гг. ХХ в. Ивана Проханова, который при поддержке советской власти хотел создать идеальный город Евангельск. Демократия – власть народа - предполагает наличие не толпы, а народа, как общности личностей. Именно Евангелие принесло божественное откровение о ценности личности". Занятая баптистским руководством при председателе Союза Ю. Сипко позиция фактически включила Союз баптистов в процесс выработки общественно-политической платформы российского протестантизма.
Принципиальность, демократическая ориентированность, сознательная религиозность в противоположность культурной идентичности православия – делают протестантизм все более привлекательным для российских граждан. Сегмент альтернативной традиционной государственной православной идеологии религиозности в России не только возродился, но и стал неискоренимым. Быть активным сознательным меньшинством среди большинства приверженцев расплывчатых "традиционных ценностей" - это большая социально-политическая сила.
Роман Лункин