Новоапостольская церковь.
Реформация в христианстве, начавшись в 16 веке в странах Западной Европы, привела к изменению религиозного пространства в мире. Если ранее можно было говорить о двух направлениях в христианстве, восточную и западную, православную и католическую,
то с появлением протестантизма мир изменился.
Было бы неверно называть протестантизм какой-то особой, иной формой христианства. Кардинально отличной от того, что существовало на тот момент. Протестантизм появился, как реакция верующих людей на происходящие события внутри католической церкви и как реакция на изменяющийся мир.
Многие верующие люди, как миряне, так и священники, были не довольны происходившим в католической церкви, считая, что первоначальное христианство, такое, какое оно было в первые века после появления, крайне изменилось.
Богатство папского двора приводило к мысли о стяжательстве священников, вместо исповедуемой скромности в текстах Нового Завета. Симонизм , как зло описанный в текстах апостольских посланий, существовал, чуть ли не как, официальная позиция в католичестве.
Ограничение на чтение Священных Писаний мирян и право священство на толкование этих текстов, продажа индульгенций, непонятная обрядность, средневековая схоластика и многое другое привело к росту недовольства, что в конце концов и привело к желанию реформирования католичества, возвращению к истокам, чистоте и правильности.
Нельзя сказать, что только в 16 веке такие настроения только стали появляться и переросли в это мощное движение реформации, что затронуло практически все страны Западной Европы. Были они и ранее.
Джон Уиклиф живший в 14 веке профессор Оксфордского университета отстаивал приоритет Священных Писаний перед Священными Преданиями.
Также его последователь, профессор Пражского университета Ян Гус.
Но несомненно у истоков реформации стояли такие деятели, как Мартин Лютер, Жан Кальвин, Ульрих Цвингли.
Идею Реформации практически сразу охватили территории тех стран, где жили эти
религиозные деятели-реформаторы и вскоре вышли и за эти территории. Германия. Швейцария, Нидерланды, Англия, Франция, Италия – вот неполный перечень тех стран, где идеи Реформации получили больших или меньших последователей.
Говоря о доктринах протестантизма можно сказать, что протестантизм сохранил общехристианские представления о бытии Бога, Его триединстве, о бессмертии души.
Об аде и рае.
Протестанты считают, что человек не может получить прощение грехов своими заслугами, а только лишь верой в искупительную жертву Иисуса Христа, которая заключается в Его смерти за грехи всех людей и в воскресении из мёртвых.
Библия является единственным источником христианского вероучения, а
Священные Предания имеют вторичный характер, настолько насколько они не
противоречат Священному Писанию и им же подтверждаются.
Протестантизм определил принципиальными три положения: спасение личной верой, священство всех верующих, исключительный авторитет Священного Писания .
Говоря об таинствах сохраненных в раннем протестантизме, то это крещение и причащение.
А в современных протестантских церквях это количество уже иное.
Сюда могут входить и венчание, и конфирмация.
Протестантизм не остался на сегодняшний день тем, каким он был во времена Лютера и Кальвина. Он также развивался и трансформировался от века к век у.
В этом реферате мы познакомимся с такой протестантсткой церковью, как Новоапостольская церковь.
К 1830 году в Англии и Шотландии возникли движения пробуждения, члены которых молились об излиянии даров Святого Духа. Из этих библейских кругов с годами возникло «апостольское» движение, которое получило позже название Католическо-Апостольская община. Характерной чертой ее с 1832 года стало то, что ею руководили провозглашенные пророками апостолы.
В 1863 году, на почве расхождения в толковании отдельных мест Священного Писания и призвания новых апостолов, Апостольская община выделилась из Католическо-Апостольской общины и с тех пор идет своим путем вместе с апостолами.
1897 год принес церкви сан первоапостола, то есть главы всех апостолов. Его положение сравнимо с тем, которое занимал апостол Петр более 2000 лет назад.
К движению присоединились некоторые католические, англиканские и протестантские священнослужители, причем не только из Англии, но и из Германии, Швейцарии, Австрии.
Когда первые, избранные по «откровению», апостолы скончались и ожидаемое пришествие Христа не произошло, община решила подчиниться «Суду Божию» и самораспуститься.
Но часть участников движения не захотела мириться с прекращением своей деятельности, прежде всего немецкие «апостолы», отделившиеся от англичан еще в 1863 году и основавшие свою общину в Гамбурге. В 1867 году Новоапостольская церковь окончательно сформировалась.
Свое нынешнее название церковь получила в 1930 году. Оно взято из заглавия, данного 2-ой главе 4-ой Книги Ездры в традиционном переводе М. Лютера: "...как новоапостольская церковь должна держаться и совершать Богу угодные служения" .
Название «Новоапостольская церковь» призвано подчеркнуть, что мы имеем дело с церковью, возрожденной последователями первых апостолов, и она практически ничем не отличается от раннехристианской церкви.
Основными положениями вероисповедания являются:
Вера в триединого Бога Отца, Сына и Святого Духа, возможность прощения грехов, воскресение умерших и загробную жизнь, то что управление церковью происходит самим Иисусом Христом через своих посланников — апостолов и других священнослужителей, особое внимание уделяется ожиданию скорого прихода Иисуса Христа.
Богослужения, которые, как правило, проходят 2 раза в неделю — в воскресенье и в какой то день среди недели.
Новоапостольское богослужение начинается с молитвы. Последующее служение священнослужителей у алтаря протекает как свободная проповедь, без конспекта, «построенного» на одном или нескольких стихах из Библии.
Основными темами богослужений является наставление прихожан на христианский способ жизни, поиск новых духовных сил, радость о будущем детей Божиих, вечное спасение, вечное искупление, чувство защищенности в руке Божией. Кульминацией богослужения является прощение грехов — Святое Причастие (представляет из себя проскурку из пресного теста с 3 каплями вина). Новоапостольские христиане празднуют Святое причастие на каждом богослужении. Заканчивается богослужение совместной молитвой и пением троекратного аминь. Все богослужения сопровождаются пением хора или всей общиной церковных хоралов, также игрой оркестра.
Новоапостольская церковь признает три таинства: Святое крещение водой, Святое запечатление и Святое причастие.
Крещение, принятое в других христианских сообществах, признается как имеющее законную силу, при условии, что оно явилось результатом священнодействия установленной формы, то есть во имя Триединого Бога и водою.
Также три раза в году совершаются богослужения по "неспасенным усопшим", молитвы об их спасении, и затем усопших символически причащают - двое носителей сана подходят к апостолу. Он крестит их, запечатлевает Святым Духом и преподает причастие.
Новоапостольские христиане называют друг друга «братьями» и «сестрами», указывая тем самим на внутреннюю взаимосвязь между ними. Новоапостольская церковь особо отмечает следующие церковные праздники: Рождество Христово, Пасху, Троицу День Благодарения, День поминовения усопших.
Церковь находится на самофинансировании, за счет пожертвований.
Все поручения в духовной и организаторской работе в общинах выполняются безвозмездно. Все церковные обряды и благословления, например: крещение, обручение или панихида — совершаются бесплатно.Церковь оказывает гуманитарную помощь и участвует в гуманитарных акциях в зонах бедствия.
Новоапостольская церковь воздерживается от выражения тех или иных политических взглядов. Положением церкви также является пожелание от своих членов выполнения законов своей страны и гражданских обязанностей в той мере, в какой это не противоречит божественным законам. Церковь придает большое значение установлению открытых и доверительных отношений с правительствами, властями и общественностью. Новоапостольским христианам предоставляется свобода участия в общественной жизни.
История Новоапостольской церкви в России датируется первой половиной 19 века. Апостола Уильяма Дау из Шотландии прибыл в Россию в 1839 году. Появились общины в Риге, Одессе, Ревеле, Митаве, Варшаве и других местностях. В конце 1871 года состоялись первые богослужения "Кафолическо-Апостольской" общины в Санкт-Петербурге. На протяжении 27 лет они проходили по адресу: ул. Сергиевская, 10, а затем под руководством Владимира и Виктора фон Дитманов в доме № 5 по Троицкой улице, принадлежавшем принцессе Елене Саксен-Альтенбургской, герцогу Михаилу Мекленбург-Стрелецкому и графине Наталье Карловой.
Появление общины в Москве связано с именем пастора Дидриха Скриббе, уроженца Могилевской губернии. Как следует из донесения Московского генерал-губернатора от 13 сентября 1904 года за № 2175 на имя Министра Внутренних Дел, в то время в Москве и ее окресностях насчитывалось около 45 человек, принадлежащих к Общине.
Некоторые реформы в царской России в 1905-1916 годах способствовали демократическому развитию общества. Это коснулось и религиозной жизни страны – наблюдалось увеличение численности апостольских общин. Но в последующий период событий, связанных с революциями и войнами, российские апостольские общины утратили своих служителей и членов.
Работа апостолов в России возобновилась весной 1987 года: первым служителем Новоапостольской церкви, прибывшим в Москву, тогда еще столицу СССР, был апостол из Австрии Рудольф Кайнц. За последующие пять лет Новоапостольские общины возникли во множестве городов России. В 1993 году в сан апостола был рукоположен первый россиянин Павел Гамов. Нынче же на территории России служат уже шесть российских апостолов.
В настоящее время на территории России действует около 250 объединений Новоапостольской церкви, имеющих статус местных религиозных организаций или религиозных групп. Все общины, в зависимости от их места расположения, разделены на пять апостольских округов. Каждый округ курируется своим апостолом. Им помогают около 500 российских священнослужителей.
На сегодняшний день количество членов Новоапостольской церкви в мире более 10 миллионов, а в России более 40 000 человек.