Библейский потоп — миф или реальность?
Все, конечно, слышали о Всемирном потопе, так красочно описанном в первой книге Ветхого Завета. Разгневался господь на людей «… ибо земля наполнилась от них злодеяниями» (Бытие, гл. 7.13), и захотел он их истребить, наслав на землю невиданный дождь. Но предварительно он велел Ною, человеку праведному и непорочному в роде своем, сделать огромную лодку-ковчег и погрузить в нее все свое семейство и всех животных. И вот «… в сей день разверзлись все источники великой бездны и окна небесные отворились… И лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей» (Бытие, гл.7. 11, 12). «И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть подо всем небом. На пятнадцать локтей поднялась над ними вода и покрылись горы» (Бытие, гл.7. 19, 20). Наконец, вода начала спадать, показались верхи гор, земля осушилась. Ной открыл ковчег, ступил на землю и выпустил всех животных. Далее сказано, что «… остановился ковчег на горах Араратских» (гл.8. 4).
Следует иметь ввиду, что под «горами Араратскими» не стоит подразумевать гору Арарат на Малом Кавказе. Скорее всего, эти невысокие горы находились восточнее Тигра и Евфрата, в предгорьях Загроса, где располагалось царство Аратта и горы Араттские. В книге «Иудейские древности» Флавий пишет, что гора, к которой причалил ковчег Ноя, была давно известна. Возможно, она находилась где-то в Курдистане (Джуди"Даг, горы Кардуайан, земля Кардуния). Иногда горой сошествия называют Нисир в Загросе. Во всяком случае, Арарат, высотой более 5 км, вряд ли может быть местом, где Ной спустился из ковчега на землю. Библейский потоп глубоко проник в сознание людей, как Божье наказание за многочисленные грехи и как спасение праведника Ноя.
Был ли потоп, т.е. катастрофическое наводнение, на самом деле? Мы знаем, что очень часто мифы приводили археологов, поверивших в них, к величайшим открытиям. Достаточно вспомнить Г.Шлимана с Троей и Микенами.
Остров Санторин. На переднем плане — черные лавы о.Неокамени, в центре —о.Палеокамени, на заднем плане — самый маленький остров, Аспрониси. На нем видны выходы светлой пемзовой тефры. Здесь и далее фото Н.В.Короновского
Один Всемирный потоп или «местные» потопы в разное время? Когда говорим о Всемирном потопе, то всегда подразумеваем тот, который описан в Ветхом Завете. Однако водные катастрофы известны более чем в 150 преданиях многих народов. Поэтому правильнее говорить о потопе всечеловеческом, а не о потопе, захватившем все пространство Земли. В древнегреческой мифологии есть Девкалионов потоп, о котором рассказывается в девятой Олимпийской оде Пиндара. Зевс, разгневавшись на царя Ликаона в Аркадии, превратил его в волка, разрушил дворец молнией и послал на землю страшный ливень. Вся Греция (кроме вершины Парнаса) скрылась под водой, а спаслись лишь Девкалион, сын Прометея, и его жена — Пирра. Прометей велел сыну сделать огромный ящик, который был прибит волнами к Парнасу, а потом Девкалион попросил Зевса снова заселить Землю людьми.
В Месопотамии предания говорят о трех разных «местных Ноях». Шумерский Ной — Зиусудра, старовавилонский — Атрахасис и аккадский — Утнапиштим. И все они спасались от потопа в ящиках"лодках. Легенду об Утнапиштиме впервые прочитал англичанин Дж.Смит в 1872 г. на клинописной табличке из раскопок Ниневии. По этой легенде, добропорядочный Утнапиштим жил со своей супругой в г.Шуруппаке (нынешняя Фара в болотах Афеджа). Бог Эа предупредил его о страшном потопе, которым он собирался наказать род людской. Утнапиштим построил большой ящик-лодку и посадил в него свое семейство и скот. Шесть суток лодку носило по бурной воде, пока она не пристала к горе Нисир, находившейся в западных отрогах Загроса, т.е. к востоку от р.Тигр. Утнапиштим выпускал из лодки голубя, ласточку и, наконец, ворону. И когда последняя не вернулась, он догадался, что вода начала отступать.
Нетрудно увидеть, что это предание чрезвычайно похоже на историю с потопом, изложенную в книге «Бытие» Ветхого Завета, куда оно попало (и в этом вряд ли кто сейчас сомневается) из Месопотамии.
Индуистский Ной — Ману — также сумел уцелеть во время потопа в долине Инда. Подобный список можно продолжить. В истории многих народов, живших на разных континентах, есть предания о катастрофах — наводнениях. Иными словами, «потопов» было много. Но самое важное, что происходили они, очевидно, в разное время и охватывали вполне определенные участки суши, преимущественно низменности с крупными речными системами, начинавшимися в горных районах.
Девкалионов потоп относится где"то к 1500-1550 гг. до н.э. Следует отметить, что в то время произошло грандиозное извержение вулкана Санторин в Кикладском архипелаге Эгейского моря, погубившее минойскую цивилизацию на о.Крит. Вполне возможно, что извержение сопровождалось волнами — цунами, которые достигли не только Крита, но и континентальной Греции, Пелопонесса.
На о.Родос, также принадлежавшем Кикладской островной дуге — ее восточному окончанию, — существует предание о грандиозном потопе, перед которым жители острова — телькины переселились в близлежащую Малую Азию. Возникшая впоследствии на Родосе новая культура гелиадов (детей Солнца) была уничтожена наводнением вследствие длительных дождей. После всех катастроф в Эгейском регионе (на Крите, Санторине, Родосе) туда устремились ахейцы, продвигавшиеся на юг с Балканского п-ова. Эти катастрофы так или иначе связываются с «потопами» где-то в XV в. до н.э.
Геологические доказательства Всемирного потопа. Разнообразные литературные источники, а не только Ветхий Завет, свидетельствуют о том, что потоп или сильное наводнение было вполне возможным реальным историческим событием, которое обратило в ничто цивилизации, только зарождавшиеся на обширных равнинных пространствах Месопотамской низменности.
Археолог Л.Вули (1880-1960) в 1928-1934 гг. проводил раскопки в низовьях р. Евфрат, где исследовал древнешумерский город Ур. Он сделал раскоп в 20 м глубиной и на уровне примерно в 4 м от днища обнаружил слой мощностью 5 м явно аллювиальных (речных) илистых отложений, абсолютно лишенных каких-либо археологических остатков. Ниже данного слоя фиксируются следы пожаров, уничтоживших какие-то постройки, зола и черепки, датируемые 1-м, 2-м и 3-м убаидскими периодами. Ниже слоя раннего убаидского периода следов присутствия человека не обнаружено. Зато выше «немого» слоя аллювиальных отложений также залегает слой мощностью 5 м, но содержащий огромное количество черепков, фрагменты печей для обжига керамики и захоронения, что дало повод отнести этот слой к более позднему, урукскому периоду. Рол [3] полагает, что слои аллювиальных, весьма тонких илистых и песчаных отложений могут быть датированы где-то между 4000 — 3000 г. до н.э. Если это следы Библейского потопа, то он произошел 5000-6000 лет назад, в ранний период шумерской цивилизации, на рубеже исчезновения древнейшей убаидской культуры. После Потопа начался расцвет уже более высокой урукской культуры, когда появился, по-видимому, гончарный круг. Всем нам хорошо известный Гильгамеш, пятый царь Первой урукской династии, жил на 1000-1500 лет позднее Потопа.
Изложенные выше данные позволяют сделать вывод о том, что катастрофическое событие «Всемирный потоп», описанный в книге «Бытия» Ветхого Завета, мог действительно иметь место. Он, конечно, не был «всемирным», а случился в Месопотамии, в основном в низовьях долин Великих рек — Евфрата и Тигра. В те времена воды залива в силу эвстатического подъема уровня океана проникали далеко на север и могли повышать свой уровень за счет ветрового нагона. Однако слой, вскрытый в раскопе в Уре, представлен именно аллювиальными глинами и тонкозернистыми песками, что говорит о движущейся речной воде, относительно медленно текущей. Состав же осадков дал повод Вули считать их принесенными со среднего течения Евфрата. Следует подчеркнуть, что древние города Ур, Эриду, Телль-аль-Убанд, Урук и другие поселения располагались в приустьевой части Евфрата, где наводнение должно было ощущаться особенно сильно. Рельеф в этих местах абсолютно низменный, близкий к уровню вод в заливе.
С точки зрения климатических условий, существовавших 5000 лет назад, никаких препятствий для возникновения мощных наводнений не было. Наоборот, более влажный климат способствовал выпадению обильных осадков, особенно в горных районах, где быстрое таяние снегов могло вызвать наводнение в равнинной части долин двух великих рек.
Лавовые потоки в обрыве кальдеры о.Санторин