Никогда раньше не слышала о "Театре простодушных".
Меня очень тронула статья о нем. Вот кусочек:
"Но нашелся в мировой литературе автор, который людям с синдромом Дауна открыл путь на большую сцену.
Автора звали Николай Васильевич Гоголь.
«Повесть о капитане Копейкине», главу из «Мертвых душ» ставили три года. Гоголь засасывал, как в бездну, простой историей про капитана-инвалида, который жизнь кладет на то, чтобы добиться от государственного чиновника пенсии. Если бы слова: «Я капитан Копейкин, инвалид, у меня руки нет, у меня ноги нет» произносил обычный актер и все сидящие в зале отчетливо понимали, что все у него с конечностями на самом деле в порядке, и вообще в жизни тоже, то игру воспринимали бы как талантливую или даже очень талантливую. Но игру. А слова эти произносил Сережа Макаров, инвалидность которого была отпечатана на лице и озвучена в голосе. И тогда достоверность буффонадной истории становилась пронзительной до мурашек на спине. Игорь говорит: «Мы бы ставили еще дольше, я все время что-то переделывал. Что-то все время всплывало».
Точку в мучениях по Гоголю поставил Театр.DOC, который дал сцену. Есть сцена — надо играть. У Неупокоева началась едва ли не паника. Потому что за эти годы он вжился в пьесу и в своих странных актеров всем нутром. Он стал бояться, как родитель, что его дитя не поймут или, того хуже, отвергнут. «Что я делаю, это же чистая авантюра. Зрители не разберут речь, не примут актеров» — это крутилось в голове непрерывно. У него были на то основания: несколько раз в свои актерские компании он привозил запись репетиций, а друзья в шумном бардаке застолья отмахивались от просмотра: «Да брось, честное слово, какие из них актеры?».
Чтобы отделаться от предпремьерного ужаса, он позвал на последний прогон народную артистку Екатерину Васильеву. «Я знал, что если ей не понравится, она так и скажет». А прогон был ужасный — выходили не так, текст забывали… Васильева сказала: «Не бойся. Перекрестись и показывай. В этом есть смысл».
Первое время на афишах театра было указано: «Уникальная труппа актеров с синдромом Дауна». Через некоторое время диагноз с афиши он снял. Снял принципиально, как некую заведомую индульгенцию на творческую несостоятельность.
К залу на первых спектаклях прислушивался напряженно, ревностно. Было видно, что первые минут двадцать зрители просто разглядывают актеров. Зрители были озадачены — это чувствовалось в томительном нерве зала, и это пугало больше всего. Но потом Игорь понял, что отстранение будет сохраняться лишь до тех пор, пока на сцену не выйдет актриса Лена Нефедова, которая играла мать, встречавшую Копейкина с фронта. Лена начинала так рыдать — беззвучно и безутешно, вцепившись в негнущуюся спину калеки-сына, — что на сцену смотреть уже становилось невыносимо. Как бывает невыносимо смотреть на плачущего одинокого старика на улице.
После этой сцены зал заполнялся какой-то иной энергией, и дыхание обеих сторон становилось синхронным…"
Здесь вся статья целиком http://www.rambler.ru/db/megapolis/msg. … =260004953