хорошая. взвешенная и очень актуальная статья
рекомендую
ИНТЕРВЬЮ: Пастор Церкви христиан веры евангельской "Спасение в Иисусе" города Читы СЕРГЕЙ НОВИКЕВИЧ о власти, РПЦ МП и "сектах" - взгляд из Забайкалья
Церковь христиан веры евангельской "Спасение в Иисусе" города Читы входит в объединение Российской Церкви христиан веры евангельской в Забайкалье (РЦ ХВЕ). Старшим пресвитером (епископом) этого объединения является Андрей Панасовец.
История харизматического движения в Читинской области началась в 1991 году, когда в Читу из Беларуси от немецкой Аугсбургской миссии приехала группа проповедников - Михаил Андронович, Геннадий Колодич, Андрей Панасовец, Сергей Шарапа. В 1992 году уже была организована церковь "Спасение в Иисусе" во главе с пастором Михаилом Киндруком, которая впоследствии стала создавать свои филиалы по области. В 1999 году отделения Аугсбургской миссии зарегистрировались в качестве Забайкальского объединения ХВЕ и вошли в Союз пятидесятников. Епископом до конца 1990-х годов был Михаил Киндрук, потомственный пятидесятник, отец которого был репрессирован за веру на Украине.
В настоящее время в крае в Объединение церквей РЦ ХВЕ входит более 50 церквей и групп. При Объединении действуют филиал Теологического института РЦ ХВЕ, а также различные Библейские школы и Центры лидерства. В объединении есть миссионер, который знает китайский язык и проповедует китайцам, ездит в дружественные церкви в Китае.
В Чите Церковь "Спасение в Иисусе" является самой крупной христианской церковью и наряду с другими сильными протестантскими общинами дальнего Востока и Сибири являет собой пример религиозного многообразия России и общественного влияния неправославного христианства.
О церкви и основных направлениях ее деятельности мы побеседовали с пастором Церкви христиан веры евангельской "Спасение в Иисусе" города Читы Сергеем Новикевичем.
- Что представляет собой Ваша община? Каков социальный состав читинской пятидесятнической церкви?
- В церкви "Спасение в Иисусе" - более 1000 чел. верующих, из которых четвертую часть составляет студенчество. В основе церкви - люди от 25 до 45 лет, около 30 % интеллигенции с в/о, среди них врачи, учителя, чиновники, юристы, бизнесмены, научные работники и др. Среди прихожан церкви есть представители краевой думы от партии "Единая Россия", но церковь не поддерживала никогда ни одну из партий. В церкви есть как русские, так и немного бурят. В некоторых местах по Забайкальскому краю распространяется евангелие на бурятском языке, но в Чите буряты, особенно молодежь, уже не знают бурятского языка и традиций.
- В Забайкальском крае буряты проживают не только в Агинском бурятском округе, но и в целом разбросаны по региону. Насколько Вы осознаете необходимость бурятской христианской миссии?
- Церковь стремится наладить миссию среди бурятского населения в бывшем Агинском автономном округе - в поселках Магойтуй, Степь, Дульдурга и др. Миссионеры проповедуют в деревнях на русском и бурятском языках, а также распространяют фильм "Иисус" и Евангелия на бурятском языке. В Угдане под Читой есть группа верующих бурят. Церковь поддерживает контакты с пятидесятниками Бурятии.
В церкви специально проводится обряд очищения и отречения от оккультизма и шаманизма перед крещением нового члена, так как в крае развито обращение к шаманам и буддистским ламам среди русских и бурят. На священных бурятских холмах оставляют духу-бурхану монетку или рюмку водки выливают, ленточки на деревьях вешают.
- Как и во многих других регионах России, в 1990-е годы Вашу церковь оскорбляли в местной прессе как "секту", и к пятидесятникам люди относились скорее настороженно. Как изменилась ситуация в настоящее время и как это проявляется на практике?
- К концу 2000-х годов антисектантские статьи почти перестали появляться в местной прессе. Церковь проводила Марш Семьи (фактически состоящий из 1,5 тысяч членов протестантских церквей города), который показывали по местным и центральным телеканалам. Церковь покупает продукты малоимущим семьям. В рамках социальных акций община активно сотрудничает с мэрией, которая открыта для различных проектов церкви. В крае три кризисных центра для наркозависимых и алкоголиков, а также бывших заключенных. В тюрьмах руководство открыто для сотрудничества, и служители церкви уже на протяжении 16 лет проповедуют заключенным, а также периодически помогают канцелярскими товарами и другими вещами. СМИ, в основном, освещают работу только лишь РПЦ, но не акции церкви "Спасение в Иисусе", тем более что церковь является самой большой в городе и ее посещает много бизнесменов и интеллигенции. Одной из самых открытых и толерантных газет является "Забайкальский рабочий". Главный редактор газеты Александр Баринов печатал статьи о социальной работе всех церквей, в том числе и протестантских.
Отношение к протестантам меняется на личном уровне, все видят, что верующие не пьют, являются ответственными работниками, хорошими семьянинами, а также регулярно ходят в церковь. Конечно, очень все портят так называемые "антисектантские фильмы", которые периодически показывают по телевидению. Однако сейчас эти передачи поставлены более продуманно и аккуратно, российских пятидесятников напрямую не показывают. Сейчас наступает другое время, и общественное мнение достаточно много значит. Тем не менее, из нашего Забайкалья видно, что у государства есть своя цель – опереться на РПЦ, поднять ее влияние на уровень государственной религии. Иногда, разговаривая с чиновниками, можно слышать, что им не нравится, что представители РПЦ постоянно что-то просят и требуют, говорят, что им все обязаны и должны, тогда как протестантские общины своими силами делают порой намного больше для людей.
Безусловно, без православия и без истории РПЦ об истории России говорить невозможно, но мы (протестанты) должны созреть для того, чтобы на высоком уровне взаимодействовать с властью и вести диалог со всеми.
- В прессе довольно часто в последнее время появляются антисектантские статьи и высказывания чиновников, иерархов РПЦ МП по поводу необходимости сохранения "традиционной духовности" и борьбы со всеми инаковерующими. Причем, в отношении "сектантов" выдумываются иногда немыслимые мифы об убийствах и безумии. С чем Вы связываете появление таких высказываний и как Вы их оцениваете как пастор?
- Я думаю, что подобные вещи возникают по нескольким причинам. Одна из них - это формирование в нашем государстве образа разделения на "традиционные" религии и "нетрадиционные". Само слово "нетрадиционные" ассоциируется в мышлении людей с негативным оттенком, по крайней мере, все, что связано с религией и верованиями, или другими социально отрицательными явлениями, – "нетрадиционная" ориентация и т.д. Другая причина, думаю, также кроется в местном административном аппарате. Со стороны администрации по отношению церквей и их работы в крае практически нет никаких ни положительных, ни отрицательных положений. По их отношению, протестантов просто нет в нашем крае. Хотя, согласно отчетам юстиции, за последние несколько лет зарегистрированные пятидесятнические церкви в Забайкальском крае являются второй по количеству деноминацией. А если судить по решению таких острых проблем в нашем обществе, как наркомания, алкоголизм и другие, один только Бог знает, кто действительно реально работает, а кто создает только вид работы. За все время правления губернатора края Равиля Фаритовича Гениатулина и его аппарата практически ни разу не поступало ни поздравлений с большими христианскими праздниками, ни с юбилеями, не было ни одного благодарственного письма за проделанные социальные проекты в городе и крае и т.д. Конечно, мы совершаем эти служения не для благодарности, а потому что Христос повелел нам это делать, но хотелось услышать хоть какую-то реакцию со стороны властей. И вот на фоне подобных вещей и всплывают подобные настроения, что протестантов, этих "нетрадиционных ребят", и так почти нет, и лучше, чтобы их вообще не было. Мне не сложно представить, что было бы, если бы на одном из сайтов города прозвучал призыв отстреливать мусульман или православных. Но пятидесятники – это ведь, повторюсь, "нетрадиционные", поэтому недавно на одном из читинских форумах совершенно спокойно и проскочила подобная мысль, мол, "отстреливать надо этих сектантов".
- Какую роль в данном случае, с Вашей точки зрения, играет отношение и влияние местных православных епархий?
- Безусловно, есть и еще одна сторона медали. Конечно же, это отношение местного духовенства РПЦ. Недавно на одном из читинских порталов епископ Евстафий отвечал на вопросы читинцев. Ему был задан вопрос неким Константином: "Как Вы относитесь к той работе, которую проводят протестантские церкви с зависимыми людьми (наркоманами, алкоголиками)?". На что епископ ответил: "Неплохо, что люди озабочены здоровьем, однако их методики не освобождают человека. Происходит замена алкогольной и наркотической зависимости на зависимость от психических, трансовых состояний. Поэтому отношение, конечно же, негативное". Другими словами, то, что через реабилитационные центры только церкви "Спасение в Иисусе" за период с 2001 по 2009 годы (по состоянию на 19.05.09 г.) обратилось за помощью 608 человек, полностью прошли курс адаптации 1 год 93 человека, из которых более 80 вернулись к нормальной, здоровой жизни, и эффективность работы составляет 75 % - все это негативная работа.
Далее на этом же портале я задал вопрос: "Уважаемый владыка, Евстафий! Мир Вам! Пишет Вам священнослужитель, пастор христианской церкви "Спасение в Иисусе" Сергей Новикевич. Спасибо, что согласились ответить на вопросы на данном портале. Не умаляя важную и главенствующую роль РПЦ в жизни и культуре России, хочется обратить внимание и на роль протестантских церквей. Тем более, что Римско-католическая церковь и протестантская церковь являются самыми крупными ветвями в мировом христианстве.
Протестантские церкви в России занимают второе место по зарегистрированным приходам после РПЦ. За последние почти двадцать лет на богослужениях и других мероприятиях церкви "Спасение в Иисусе" побывало свыше 50 тысяч жителей нашего края и города Читы. Каждое воскресное богослужение посещает около 1000 прихожан. Церковь проводит успешную и важную работу в решении острых проблем нашего общества, таких как алкоголизм, наркомания, преступность и т.д. В Чите насчитывается около 15 церквей, которые относятся к протестантскому направлению в христианстве. Почти во всех городах, которые расположены рядом с нашим краем (Хабаровск, Благовещенск, Улан-Удэ, Иркутск, Красноярск), при губернаторе, городской и областной администрациях действуют религиозные или общественно-религиозные советы, состоящие из представителей различных религий и христианских деноминаций. В нашем городе мы сталкиваемся с нежеланием представителей РПЦ сесть за круглый стол с другими не православными конфессиями. Как Вы смотрите на создание такого совета (не православного, а межрелигиозного) в нашем крае? Какую роль он должен играть в формировании нравственности и других ценностей в жизни нашего города и края? Со своей стороны мы открыты к диалогу и сотрудничеству на благо нашего народа и земли. Пусть Господь обильно благословит Вас и Ваше служение!".
Епископ Евстафий ответил следующее: "Здравствуйте, пастор Сергей! Православная церковь единственная, сохранившая в полноте истинное слово Божие. Истинность не определяется количеством прихожан. Ваша социальная активность была бы достойна похвалы, если бы вы в своем служении и практике не искажали истинного христианства и не вели бы людей по ложному пути. Уважая Ваше человеческое достоинство, еще раз подчеркиваю ваши духовные заблуждения. Совместное участие с вами где бы то ни было: в культурных, социальных программах, ввело бы людей в соблазн признания равнозначности и истинности вероучений".
- Возможно, владыка Евстафий вполне имеет право говорить об истинности православия, хотя это совсем не означает, что круглый стол различных конфессий как-то подрывает авторитет православия в светском обществе. Что Вас задевает?
- Из слов православного епископа можно сделать вывод, что протестантские церкви и их учение "не равнозначны" церквям и учению РПЦ, они просто второй, может третий или еще какой сорт. А может и вообще не церковь, а "опасная секта". Из истории известно, что когда теория Дарвина о происхождении человека получила свое распространение, это в определенной степени повлияло на формирование нацизма, фашизма и многого другого. Когда люди просто сказали, что человек – это не творение Божье, а просто эволюционированная амеба, которую можно убить и все. Выживает сильнейший. Также и здесь, если мы другого сорта, то нас можно и "отстреливать", проводить "животную санитарную работу в обществе".
Как пастор, я обеспокоен таким отношением к признанным во всем мире и обществе религиозным конфессиям, как баптистам, пятидесятникам и другим евангельским христианским течениям. Но мы также продолжаем быть открытыми для диалога как с РПЦ, так и с администрацией края. Потому что мы родились здесь, живем на одной земле, это наш город, наш край. Мы любим его и переживаем за него не меньше, чем другие люди. Думаю и верю, что когда мы ближе познакомимся друг с другом, лучше узнаем ценности и позиции друг друга, тогда мы поймем, что все находимся на одной стороне баррикад. Мы имеем одно направление и цели – помочь нашему обществу, сделать его лучше.
- Какую роль, с Вашей точки зрения, евангельское мировоззрение может играть в построении гражданского общества?
- Протестантизм формирует демократические ценности в людях и в обществе, а власти избрали себе послушную РПЦ, где нет такого свободомыслия, как в протестантизме. Чтобы расти дальше, надо быть сильными, а у нас часто убирают мыслящих людей.
Мы считаем себя патриотами России, мы любим эту землю, хочу, чтобы город и край менялись к лучшему. Не надо просто говорить о том, что "русские самые умные". Патриотизм – выше принадлежности к национальности. Российская культура, особенно в регионах, чем-то похожа на культуру Соединенных Штатов, где есть понятие "американец", и под ним подразумеваются разные национальности. В России также мы должны говорить о российской принадлежности, а не о русской, ведь на нашей земле живут десятки различных не русских народностей. В Чите нельзя сказать, что все мы русские и все. А ведь Патриарх Кирилл, когда был еще митрополитом, заявлял, что РПЦ должна отстаивать именно все русское. Мне кажется, что это слишком близоруко и эгоистично. У нас в стране, в основном, все считают, что власти, "царь" должны все делать, народ просто не желает брать ответственность, а свобода подразумевает ответственность. В самой истории протестантизма заложено воспитание человека, чтобы он делал работу качественно и рос дальше, то есть в самом протестантизме изначально заложен общественный прогресс.
Беседовал Роман Лункин,
для "Портала-Credo.Ru"