Вот захотелось познакомить вас с квакерами.
Интересная история этого движения.
Традиционно основателем квакерства считают англичанина Джорджа Фокса, чьи годы жизни пришлись на середину семнадцатого века – бурные времена английской революции. С юности молодой ремесленник задавался вопросами о смысле жизни, о своем месте в нем, об отношениях человека с Богом. Оставив дом, он отправился в путешествие по стране в поисках Бога. Но ни одна из существовавших тогда в Британии христианских церквей не могла дать ответы на вопросы молодого человека.
Джордж Фокс И однажды, бродя по обширным полям своей страны, внутри себя он услышал голос, сказавший: «Есть только Один, кто может ответить тебе – это Сам Иисус Христос». Словно пелена спала с его глаз, и, исполненный радости, он продолжил свои путешествия – но теперь он не искал, а нес миру то, что открылось ему. Он дерзко обличал пороки духовенства, формализм традиционного христианства, фарисейство современников. За это его неоднократно избивали и заключали в тюрьму.
Однако, несмотря на многочисленные препятствия, его проповедь имела успех среди многих искренне верующих людей. Постепенно его учение принимали все новые люди, и число квакеров росло. Правильнее будет сказать, что речь шла отнюдь не о выработке новой религиозной идеи - он видел свою миссию в духовном обновлении и очищении Христианства от всего ложного, что накопилось в религиозных представлениях к этому времени.
Несмотря на это, практически все традиционные конфессии – и католики, и протестанты – отнеслись к новому вероучению довольно враждебно. Последователей Фокса лишали имущества, подвергали заключению, казнили.
Отрицательно к квакерству отнеслись и представители светской власти, так как квакеры были уверены в том, что Дух христианста несовместим с войнами и насилием, с двойными стандартами (т.е. клятвами), с социальной и национально-религиозной враждой и неравенством.
Несмотря на всеобщее к ним ожесточение, квакеры не сдавались и, подобно первым христианам, мужественно и с благодарением Богу переносили все выпавшие на их долю страдания, на практике исполняя заповедь ап. Павла всегда радоваться и за все благодарить. Аналогия усиливается и тем, что исповедуемые ими принципы не позволяли отвечать злом на зло, а потому преследования противников не встречали с их стороны никакого физического сопротивления. Лишь упование на Бога позволило им выжить. Кстати сказать, именно сохраняемому в конфликте с государством жизнелюбию квакеры обязаны своим названием.
Однажды вызванный в суд за очередную пощечину религиозной респектабельности соотечественников Джордж Фокс воскликнул в зале суда, что должно трепетать пред именем Господним. По-английски это звучит как "quake", и судья насмешливо прозвал последователей Фокса quakers - «трепещущими», или квакерами. Со временем последние приняли это наименование, и оно стало использоваться как второе самоназвание, наравне с «Друзьями».
"Присутствие среди нас" Исторически общепризнанный образ Друзей сложился в восемнадцатом веке. Этот период в квакерской историографии принято называть временем «квиетизма». В эти годы уклад жизни квакеров носил очень строгий, пуританский характер. Общество растеряло свой первоначальный пыл и превратилось в замкнутое сообщество, из которого исключали даже просто за брак с не-квакером. Квакеры того времени носили простую темную одежду, избегали развлечений (не держали даже музыкальных инструментов дома!), традиционно придерживаясь при этом и остальных принципов поведения, выделявших их из общей среды. Вдобавок квакерское трудолюбие, бережливость и честность превратили значительную часть членов Общества в зажиточных граждан.
Конечно, за пеленой внешнего застоя скрывалась активная духовная жизнь. Особенно бурно она кипела в боровшихся за независимость от английской короны американских колониях: там квакеры вели активную борьбу против жестокого обращения с индейцами, унизительного обычая рабства, дискриминации женщин. Одним из наиболее активных участников этого противостояния человеческой злобе и ограниченности был квакер Джон Вулман, который известен еще и протестом против социальной несправедливости. Таким образом, центр квакерской активности переместился за Атлантический океан, и именно там сформировался тот образ квакера, который является теперь стереотипным.
Новый период в истории квакерства начался с евангелического движения второй половины 19 века. Свежая струя идей протестантизма ворвалась в тихую квакерскую запруду и стала источником как внутренних потрясений и разделений, так и вдохновения для квакерского миссионерства – и спустя два века после апостольства Дж. Фокса и его единомышленников их наследники вновь проповедуют не только в Европе, но и на других континентах. В это время сформировалась большая квакерская община в Западной Кении (Африка): и в наши дни там сейчас проживает более ста тысяч квакеров. Внутри самого Общества пали многие бастионы формализма и окостенелости, работавшие на замкнутость и самодостаточность Общества. В общем, квакерство стало открываться миру.
Обратной стороной этого процесса стали внутренние нестроения в Обществе: многие отказались принимать порядки, за которые ратовали евангелисты - пение гимнов и молитв на собраниях, резкий рост авторитета Библии и увеличение популярности традиционных протестантских доктрин.
Эти процессы породили образование в квакерском движении трех основных течений:
- евангелического, сторонников которого можно назвать по их убеждениям классическими протестантами;
- либерального, большинство приверженцев которого в настоящее время не считают себя христианами в традиционном смысле этого слова;
- малочисленного консервативного, чьи представители пытаются сохранить первоначальный баланс между доверием Внутреннему Свету и уважением к библейскому опыту.
Несмотря на такие различия во взглядах своих членов, квакерское движение в основном сохраняет свое организационное единство. В настоящее время квакерство – это многоцветье взглядов, мнений и убеждений, объединенное на основе любви, мира и простоты в духе доверия Богу.
Квакерство возникло в середине семнадцатого века как движение, призванное дать новый импульс духовной жизни Англии. Британское христианство того времени погрязло, с одной стороны, в межконфессиональных склоках (католики против протестантов, а сами протестанты – друг против друга), а, с другой, сами церковные институты и клирики дискредитировали себя формализмом и двуличием. По мысли Джорджа Фокса, основателя квакерского движения, запутавшийся в этих противоречиях христианин должен обратить свой взор внутрь себя, в своей душе встретиться с Богом. Если такая встреча произойдет, и человек сможет всю жизнь прожить в свете этой встречи и Присутствии Божием, то он достигнет цели христианской жизни (согласно св. Серафиму Саровскому) – стяжания Духа Святого.
Таким образом, по мысли основателей движения, квакерство никак не должно представлять из себя альтернативы христианству, а стать общехристианским противовесом церковному фарисейству. Так, центральное понятие квакерства – Внутренний Свет – ранние квакеры понимали как действие Святого Духа в человеке, как отклик человеческой души на Божественные глаголы. Ранние квакеры не разделяли «внутреннего Христа» и Христа исторического, полагая, что воскресший Господь, некогда ходивший по землям Палестины, ныне присутствует Духом Своим в душах верных. Ранние квакеры верили в Триединство Бога и Богочеловечество Христа Спасителя. Библия понималась ими как ценнейший опыт богообщения, но не являлась «нормой нормирующей», что выделяло квакеризм из протестантского движения. Вера в продолжающееся Откровение позволяла диалектически совмещать представление о непреложности библейских истин с индивидуальностью богообщения.
Это общение может (и должно) быть непрестанным, а потому квакеры верят, что Бог может диктовать нам каждый шаг, и любое мелкое бытовое действие наполняется сакральным смыслом. Квакеры, словно древние пророки, живут в постоянном всеопаляющем Присутствии.
Конечно, бросается в глаза почти полный отказ квакеров от внешней религиозной обрядовости. Это связано с идеей Внутреннего Света. Даже в традиционном христианстве все внешние действия не имеют особого смысла, если не причащают человека Богу, а поскольку квакеры верят, что это возможно только в тайне человеческого сердца, то внешнее - необязательно. По мнению квакеров, участие в Таинствах, соблюдение постов и почитание праздников не способствуют человеку в совершенствовании своей жизни. Конечно, квакеры понимают, что и в традиционном христианстве внешнее – не самоцель, но средство: однако, вера в водительство Бога позволяет возложить все упование только на Него.
Важно подчеркнуть социальную активность квакеров. Для квакера Внутренний Свет означает не замыкание в самодостаточном богообщении, но это богообщение с необходимостью рождает в душе стремление помогать людям, в том числе через социальные механизмы.
Несмотря на бурные процессы в Обществе Друзей, шедшие со второй половины девятнадцатого века, и столкновения различных взглядов, в целом строго христианский характер воззрений Общества сохранялся примерно до конца Второй мировой войны. И если к концу девятнадцатого века из среды квакерства выделилось ортодоксальное евангелическое направление, выражающее протестантскую интерпретацию христианства, то вторая половина двадцатого века ознаменовалась серьезным креном квакерства в сторону либерального его понимания.
В настоящее время Общество сохраняет свое организационное единство, но при этом в его рамках возможно сосуществование различных взглядов. Так, формально принято выделять три направления в квакерстве:
- либеральное, сущность которого может быть выражена в понятиях религиозного гуманизма;
- евангелическое, приближающееся к воззрениям классических протестантов (включая принцип верховенства Библии);
- малочисленное ортодоксальное, старающееся придерживаться классических воззрений раннего квакерства.
Объединить все эти взгляды позволяет вера во Внутренний Свет и его практическое выражение – свидетельства. Свидетельства носят глубоко христианский характер:
- свидетельство мира выражает ценность человеческой жизни;
- свидетельство равенства подчеркивает необходимость уважения каждой личности как носителя образа и подобия Божия;
- свидетельство простоты возвращает нас к евангельскому завету уподобиться птицам небесным, не отягченным заботами о дне грядущем и искать лишь Царствия Божия в надежде, что все остальное приложится;
- свидетельство честности возникло и существует не только как буквальное понимание евангельского запрета клятв, но и имеет более глубокий смысл – как необходимость полного очищения души, дабы предстать перед Богом в совершенной наготе и смирении.
Также и другие особенности Общества Друзей неразрывно связаны с духовной практикой традиционного христианства:
- молчаливые богослужения выражают ту глубокую мысль всех великих христианских подвижников, что любая словесная молитва – всего лишь путь к безмолвию, в котором можно услышать глас Божий;
- отсутствие деления на мирян и священничество связано с отрицанием тех функций, которые священнослужитель имеет в традиционном христианстве – совершения Таинств и наставничества: квакеры верят в возможность всей полноты богообщения (Таинства) в человеческом сердце, а это предполагает и то, что Дух непосредственно будет осуществлять и повседневное руководство жизнью верующих;
- отсутствие религиозного календаря обусловлено тем, что отмечание исторических событий не имеет особого смысла;
- дома для молитвенных собраний не освящаются, т.к. главное – встреча с Богом – не зависит от внешних обстоятельств, ибо Бог живет в сердце, и тело человеческое уже есть Храм Божий.