Tvinki написал(а):"То, что не имеет тела или частей, - это ничто. Нет другого бога на Небе, кроме Бога, обладающего телом из плоти и костей. "
Фраза из учебника говорит, в первую очередь, о лжеучении традиционного Христианства о Боге. Не понимая, с чем полемизирует Джозеф Смит или какие заблуждения разоблачает, трудно понять и логику, и эмоциональность его высказываний. Толик попытался рассмотреть их в контексте всех евангельских учений и преуспел. Это наиболее приемлемый и эффективный способ в наших условиях. А можно просто исследовать традиции и учения, отказываться от которых приходилось (и до сих пор приходится) новообращённым в те времена. Уверен, что к Пророку приходили толпами и спрашивали, как сопоставить учения восстановленного Евангелия с тем, чему их учили всю жизнь где-нибудь в католических, православных, англиканских или других протестантских приходах.
Например, Лосев кратко описывает это учение (цитируя Дионисия Ареопагита): "'Он есть не то, но не есть и это; не есть в одном месте, но не есть и где-либо в другом. Но Он есть все, будучи виновником всего... и выше всего как пресущественно превосходящий все. Потому все о Нем одновременно и высказывается, и Он есть ничто из всего'. [О божественных именах]
Хотя "Виновник всего" не лишен "ни сущности, ни жизни, ни слова, ни разума", но, с другой стороны,
'Он не имеет ни тела, ни формы, ни образа, ни качества, ни количества, ни массы; Он не имеет места, не видится, недоступен чувственному восприятию, не чувствуется и неощутим, не имеет нестройности и смятения вследствие материальных влечений, не немощен вследствие чувственных порывов, не нуждается в свете; не знает перемен, разрушения, разделения, лишения, растяжения, ни чего-либо другого из области чувственного. Но, восходя, скажем, что Он не есть душа или ум, не имеет ни фантазии, ни представления, ни слова, ни разумения; не высказывается и не мыслится; не есть число, или строй, или великость, или малость, или равенство, или неравенство, или сходство, или несходство; Он не стоит и не движется, не покоится и не имеет силы, не есть сила или свет; не живет и не есть жизнь; не сущность, не вечность и не время; не может быть доступен мышлению; не ведение, не истина; не царство и не мудрость; не единое, не единство, не божество, не благость, не дух, как мы понимаем; не отцовство, не сыновство; вообще ничто из ведомого нам или другим сущего не есть что-либо из не-сущего или сущего, и сущее не знает Его как такового, и Он не знает сущего как такового; и Он не имеет ни слова, ни имени, ни знания; не есть ни тьма, ни свет; ни заблуждение, ни истина; вообще не есть ни утверждение, ни отрицание; допуская относительно Него утверждения и отрицания, мы не полагаем и не отрицаем Его самого; ибо совершенная единая причина выше всякого полагания; и начало, превосходящее то, что совершенно отрешено ото всего и для всего недоступно, остается превыше всякого отрицания' [Таинственное богословие]".
В восстановленном Евангелии Бог открывает Себя другими способами и говорит о Себе по-другому. И это не имеет ничего общего с метафизическим апофатическим богословием, которое пронизывает основу учений традиционного Христианства. Увы, отступнического Христианства.
Отредактировано Professor (13-03-2008 12:45:25)